РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

10 сентября 1993: Новые альбомы (Meat Loaf: "Bat Out Of Hell 2", Levellers: "Levellers")

Добрый вечер, друзья. Последние пять недель наши битлологические изыскания нацелены были на период 1961-62 годов, а музыкальным фоном этих изысканий была редкая, непродажная пластинка так называемых "исторических записей Beatles". Историчность их, как известно, состояла в том, что некий работник германского общепита выставил в свое время на сцене гамбургского "Стар-Клуба" свою домашнюю машину с единым микрофоном и запечатлел "Beatles" в их, так сказать, натуральном звучании. Из уважения к классикам и строгой научности для вас я этой кошмарной музыкой и потчевал все это время. Головой, конечно, понимаешь, что НАДО, но душа просит чего-то большого и чистого. Она просит удалой, завлекающей песни, музыки монументальной и мастерски исполненной. Именно это я вам сегодня и обещаю, поскольку мы займемся обзором новых пластинок, среди которых нынче попадаются такие что - ой-ой-ой! А есть даже - ой-ой-ой-ой! Но сначала - заглянем в рок-хронику.

12 сентября. В 1948 году семья Пресли переехала из города Тупело в штате Миссисипи в Мэмфис, штат Теннеси. Вместе с семьей переехал и 13-летний мальчик Элвис. Теперь, спустя более полувека, можно сказать, что незаметный этот переезд незаметной американской семьи сыграл важную роль в музыкальном развитии будущего Короля рок-н-ролла.

12 сентября. В 1980 году началось расследование обстоятельств смерти Элвиса после того, как телепрограмма "ABC" под названием "Twenty Twenty" ("20 20") обвинила домашнего врача Пресли в прописывании покойному неимоверного количества нервных препаратов.

13 сентября. День рождения в 1941 году в английском графстве Сарри Дэвида Клейтона Томаса - вокалиста и одного из основателей группы "Blood, Sweat & Tears" ("Кровь, пот и слезы"), как известно, выступавшей прошлым летом на санкт-петербургских "Белых ночах".

14 сентября. День рождения в 1950 году в лондонском районе Хамстэд Пола Коссоффа - гитариста, основателя группы "Free".

14 сентября. День рождения в Шотландии Пита Агню, басиста и певца из "Nazareth". Народная молва перекрестила его в Петра Огнева и даже утверждала, что он - чуть ли не натуральный коренной белорус. Шотландец он, шотландец. Тятька евонный в юбке клетчатой шчеголял.

16 сентября. День смерти Марка Болана, вокалиста и основателя группы "T. Rex". Он погиб в автокатастрофе, когда машина, которой правила его подруга Глория Джонсон, врезалась в дерево у Барнского моста в Лондоне. Ежегодно в этот день у места трагедии собирались поклонники Болана, оставляли цветы. Но вот недавно, по-моему чуть более года назад, какие-то варвары, вандалы ночью это памятное дерево спилили. Зачем им это понадобилось - ума не приложу.

16 сентября. День рождения в 1925 году Би Би Кинга - известнейшего блюзового гитариста. Буквы B.B. в его имени -- это сокращение прозвища Blues Boy. Родился он в штате Миссисипи.

Из последних новостей.

На прошлой неделе американское MTV раздавало в Лос-Анджелесе свои ежегодные призы. Лучшим видеоклипом в пяти категориях стала песня под названием "Jeremy" в исполнении группы "Pearl Jam". Она получила награды за лучшее видео, лучшее групповое видео, лучшее видео тяжелого металлического рока и за лучшую режиссуру. По одной награде получили "Nirvana", "Alice In Chains", то есть в переводе "Алиса в цепях", и группа "Arrested Development", что я перевожу как "Задержанное развитие".

Ни один писатель, пожалуй, не оставил такого глубокого следа в рок-н-ролльной культуре, как Уильям Бэрроуз. В этом смысле он классик ХХ века. Причем, что характерно, классик еще живой. До сих пор наследие его существовало только на бумаге, но 27 сентября выходит альбом, на котором престарелый метр записал свой вокал в сопровождении группы "Disposable Heroes Of Hiphoprisy" - то есть, в моем переводе, "Одноразовые герои хип-ханжества".

Чуть позже, 4 октября, фирма EMI выпускает седьмой по счету альбом известной английской музыкантши и певицы Кейт Буш. Пластинка называется "The Red Shoes" ("Красные туфли"). Предыдущий ее диск под названием "Sensual World" ("Чувственный мир") выходил в 1990 году. На этом альбоме записалось много разного знаменитого народа: Эрик Клэптон, Джэфф Бек, клавишник из "Procol Harum" Гари Брукер.

А вот в Америке брат президента Роджер Клинтон заключил пластиночный контракт с небольшой фирмой в штате Майами. У него мне кажется есть шанс всем утереть нос. А именно - заполучить на свою пластинку саксофониста, который по известности всех вышеупомянутых с легкостью забьет.

Не проходит и недели, чтобы из Соединенных Штатов, из этого, я бы сказал мирового центра сутяжничества, не доносились бы какие-нибудь новости. На этой неделе пишут, что певец "Guns N'Roses" Аксл Роуз предстал перед судом по делу, затеянному против группы бывшим ее барабанщиком Стивеном Адлером. Тот через адвокатов требует ни мало ни много 10 миллионов, заявляя, что он, мол, способствовал становлению и успеху группы, а его в один прекрасный день взяли да и выставили самым бесцеремонным образом. Аксл Роуз на суде отвечал на это присяжным, что, например, барабанная партия в песне "Civil War" ("Гражданская война") с последнего альбома составлена из шестидесяти разных дублей, поскольку Адлер из-за своей наркомании стал профессионально непригодным. Свою речь он закончил словами: "Адлер - психически расстроенный человек, который хочет загрести кучу денег".

Именно такую кучу -- миллион долларов -- потерял на прошлой неделе Майкл Джексон. У него был контракт на запись заглавной песни к новому кинофильму студии "Paramount". Уже и киногруппа "Парамаунта" приехала в Японию, чтобы отснять Джексона во время его всемирных гастролей, как говорится, без отрыва от производства. А тут, как вы знаете, разразился скандал - Джексона обвинили в растлении 13-летнего мальчика. В развитом капитализме, который чутко реагирует на колебания рынка, не важно -- прав Майкл Джексон или виноват. Но раз имя его запятнано, то он в коммерческом отношении фигура уже не столь желанная. Короче, съемки отменили.

  Музыка Meat Loaf   I'd Do Anything For Love (But I Won't Do That)   Bat Out Of Hell II: Back Into Hell LP

"Что-то такое знакомое", - скажете вы и я вам отвечу: "Да, очень похоже на "Юнону и Авось", только в стиле тяжелого рока".

А если без шуток, то это пластинка большого толстого человека, создающего большие и обширные музыкальные полотна. Песня называется " I'd Do Anything For Love (But I Won't Do That)" ("Ради любви я сделаю что угодно, только делать я этого не стану"). Исполнитель - Mит Лоуф, имя которого в нашей передаче мы традиционно переводим, как Мясной Рулет. Новый его альбом называется "Bat Out Of Hell II" то есть "Летучая мышь из преисподней, II". Цифра "2" стоит здесь потому, что в далеком 1977 Мясной Рулет уже выпускал пластинку под названием "Bat Out Of Hell". Рок-н-ролльный напор Мясного Рулета, его неподдельная страсть, его телесная и музыкальная крупномасштабность и профессионализм, а также странноватое чувство юмора, за эти годы завоевали ему много поклонников. Посудите сами: пластинка продалась по всему миру тиражом в 27 миллионов экземпляров, ежегодно попадала в британский список альбомов и заняла в истории жанра 4 место по популярности. С одной стороны, такие тиражи позволяют не беспокоиться ни о балансе, ни о получке. Но с другой такой массовый успех становится для артиста собственным мерилом, эталоном. Ему уже со следующим своим проектом как бы меньшую-то высоту брать нельзя. Отсюда -- творческий страх перед неизвестностью, и частые в таком деле нервные срывы. Сам Мит Лоуф признается, что он на 5 лет впал в глубокую депрессию. "Конец 1978, 1979 и 1980 я был погружен в какую-то глубокую тьму. Двигался в жизни на ощупь, натыкаясь лбом на каменные стены. Только жена и ребенок были мне поддержкой и утешением. Из этой ямы я начал выбираться только к 1981 году." Одна из причин, по которой Мит Лоуф был так подавлен, была вынужденная разлука с музыкальным соратником и другом, которого зовут Джин Стайнман. Стайнман - сочинитель, композитор, аранжировщик, продюсер и прочее. Клин же между ними вбивали разные, как говорит Мит Лоуф, алчные люди. Действительно, известно, что когда в деле замешаны крупные деньжищи, масса всяких скверных энергий начинает приходить в движение. Мясной Рулет не находил себе места на родине аж до 1984 года. Пока наконец не покинул Америку, переехал в Лондон и поселился в районе Сент-Джонс-Вуд неподалеку от улицы Эбби Роуд, где когда-то записывались "Beatles". Он, кстати, тоже работал в одной из этих студий в то время, то есть когда он переехал в Лондон. По прошествии 12 лет в 1989 году Мит Лоуф и Джин Стайнман встретились снова и засели за работу над материалом пластинки "Bat Out Of Hell II". Нужно сказать, что успех первой пластинки был совсем не случайным. В ней большой заряд, масса сконцентрированной творческой энергии и работы. Материал к той пластинке приятели разрабатывали сидя за роялем целых 3 года. По сравнению с этим, вторую сделали довольно быстро - всего за каких-нибудь полгода совместных музыкальных классов. Тем не менее, нового материала на этой пластинке (на второй "Bat Out Of Hell") не так уж много, потому что большинство песен взяты с уже выпущенных сольных альбомов самого Джина Стайнмана, которые в авторском исполнении успеха пока особенного не получили. Мит Лоуф в своих интервью, не моргнув глазом, заявляет, что все эти песни его. В том смысле, что они специально для него написаны и что авторская попытка не в счет. Он их первооткрыватель. Вы знаете, вообще я для себя вывел закон, причем сделал это во время разных ремонтно-строительных работ. Закон заключается в следующем: все проходит, все забывается - усилия, расходы и так далее, остается и помнится лишь одно - качество. Я надеюсь, что поистине оперная масштабность, фонтан чувств и вагнеровский размах партитуры сделают эту пластинку не менее долговечной, чем первая, ибо кроме всего названного есть в ней и легкое подтрунивание над собой, этакое дружеское подмигивание слушателю. Следующая композиция называется "Life Is A Lemon And I Want My Money Back " ("Жизнь - это лимон, верните мне мои деньги"). В Америке, где подгнившие или некачественные товары можно вернуть с полной компенсацией, такие чувства универсальны и понятны каждому. Мол, жизнь не приносит удовлетворения, так отдавай назад капусту.

  Музыка Meat Loaf   Life Is A Lemon And I Want My Money Back   Bat Out Of Hell II: Back Into Hell LP

"Life Is A Lemon And I Want My Money Back" ("Жизнь - это лимон, верните мне мои деньги"). Пластинка называется "Bat Out Of Hell" ("Летучая мышь из преисподней") за номером 2, исполнитель Мит Лоуф (Мясной Рулет).

Есть на этой неделе достижение и у молодых талантов. Сравнительно малоизвестная группа под названием "The Levellers" ("Уравнители") нынче на 1 месте британского списка альбомов. "Levellers", если б меня приперли к стенке, я бы определил так - рок-н-ролльные менестрели. Скрипка, которая использована в аранжировках, частенько наяривает в стиле этакой кельтской джиги. Стихи песен - это повествующий рассказ бродячих певцов. Но менестрели образца 1993 года - это протестующие дети тэтчеровской Англии, страны, в общем, довольно успешной, в которой упор сделан на конкуренцию, на рынок, на экономичность, на финансовую целесообразность, закон и порядок. Но душа, особенно душа поэта, как говориться, гребет поперек всех этих перестроек. Она мятежна, эгоистична и свободолюбива. Другими словами: "Дайте мне мой кусок жизни!" И вот здесь, по-моему, в национальной психологии англичан, и существует среда для социализма. Причем среда эта питает социалистические идеи более полутора сотен лет. И среда, думаю, эта не исчезнет никогда, ибо она есть состояние ума и (вы сейчас будете плеваться) выражение классового сознания. Да, я верю, что классы существуют. Только они объединяют людей не по привычному нам принципу - пролетарий-буржуй, а просто по типу человеческого мышления. Короче говоря, "Levellers" такие вот менестрели, мятежные поэты, которые сочувствуют единичности личности и едко нападают на все, что по их понятию входит в систему, в истеблишмент. Песня, которую я вам хочу предложить "Is This Art?" ("Искусство ли это").

- Привезли меня в больницу, - поется в ней,
Отогнули простыню,
Погляди как оно бьется,
Ты послушай этот ритм.
И разрез мне показали,
Сердце вынули потом.
Удивительна природа,
Но искусство ли все это?

На этой менестрельской цитате я, пожалуй, с вами и прощусь до следующей пятницы-субботы, до встречи на бибисейской волне. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка The Levellers   Is This Art?   The Levellers LP

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024