РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

20 марта 1987: Британский список (Gary Moore, Erasure, Alison Moyet, Freddie Mercury, Mel & Kim, Boy George)

Добрый вечер, друзья. Исторически мы с вами сейчас движемся от преобладания тьмы к преобладанию света, на полпути от декабря к июню и день равен ночи как полосы на матросской тельняшке. И вот, в преддверии майских праздников личного трудоустройства хочется помечтать о будущем материальной базы отечественного рока. Ведь если разобраться – что такое, в сущности, известные названия в инструментально-аппаратурном мире, все эти «фендеры», «маршаллы», «рикенбакеры» и «муги»? За ними стоят люди – изобретатели, музыканты, инженеры. Например, первую знаменитую гитару Fender ещё в далёком послевоенном 1948 году изготовил калифорниец Лео или, по-нашему, Лёва Фендер; за усилителями Marshall стоит радиоинженер Джим Маршалл, модель гитары Les Paul предложил виртуоз–музыкант Лес Пол, барабаны фирмы Gretsch & Ludwig были сконструированы выходцами из семей немецких эмигрантов Гретчей и Людвигов, первый синтезатор Moog был создан в 1964 году американским радиоинженером доктором Робертом Мугом и так далее. Есть, с другой стороны, гитара Луначарского, однако, судя по её звучанию, Анатолий Васильевич был прескверным гитаристом. Но в будущем, в эпоху личного, быть может, выйдут на сцену собственные Муги и Фендеры и появятся гитары Галкина, барабаны Палкина, органы Малкина, усилители Чалкина и электронные эффекты Залкинда.

Сегодняшняя программа посвящена списку одиночных пластинок, сорокапяток недели, но сначала, как обычно, выпуск рок-хроники:

22 марта. В 1943 году в американском городе Питтсбурге в этот день родился гитарист и певец Джордж Бенсон.

23 марта. В 1964 году английское издательство Jonathan Cape выпустило в свет первую книжку Джона Леннона под названием In His Own Write.

24 марта. В этот день в 1954 году впервые в истории английской поп-музыки все первые десять мест в списке популярных одиночных пластинок недели были отечественными, английскими – настолько влиятельной была до тех пор американская музыка.

24 марта 1980 года из судебного архива города Мейсон Сити в штате Айова были получены наручные часы покойного Бадди Холли и его очки, которые находились там с 1959 года, с тех пор как он сам погиб в авиационной катастрофе.

25 марта. В 1943 году в городе Мемфисе в США родилась Арета Франклин.

В этот же день в северном пригороде Лондона, в городке Пиннер в графстве Мидлсекс в 1947 году родился Элтон Джон, урождённый Реджинальд Дуайт. Элтону Джону, таким образом, нынче сорок лет.

26 марта. В 1944 году в штате Детройт в этот день родилась американская певица Дайана Росс.

27 марта. В 1950 году в Англии родился Тони Бэнкс из группы Genesis, а в 1957 году – Билли Маккензи из группы Associates.

Из последних новостей:

На позапрошлой неделе с одним из морских паромов, курсирующих из Англии на континент, произошла авария, в ней погибло более 100 человек. На прошлой неделе был создан фонд помощи родственникам погибших, и ряд английских исполнителей (Бой Джордж, Bananarama и другие) записали на прошлой неделе коллективно песню Beatles Let It Be. Пластинка будет выпущена в срочном порядке через несколько дней. Кроме того, Род Стюарт переиздаёт свою старую известную песню Sailing («Я плыву»). Сборы с этих обеих пластинок пойдут в фонд помощи.

Об относительно новой болезни СПИД, то есть синдроме приобретённой иммунной дефектности – по-английски она называется AIDS, – уже, как известно, говорено-переговорено, но стоит напомнить, пожалуй, лишний раз на всякий случай. Болезнь эта вирусная, передаётся либо половым путём, либо при прямом попадании вируса в кровь – например, при уколе в вену заражённой иглой. Не все носители вируса заболевают, но инкубационный период – семь лет, поэтому сразу не скажешь. Болезнь эта неизлечима, и в подавляющем большинстве заболевшие теряют иммунитет, худеют и умирают. В Великобритании зарегистрировано уже более двух тысяч смертных случаев. Поначалу считалось, что болеют ей в основном гомосексуалисты, но теперь демографические рамки вируса расширяются. Правительство ведёт разъяснительную работу: было напечатано 20 миллионов листовок, которые были разосланы в каждый английский дом и квартиру, пятиметровые рекламные щиты на улицах призывают к разборчивости в личной жизни и непременному употреблению презервативов в сомнительных случаях. Надо сказать, что моральный климат за последние год- полтора заметно переменился. Естественно, вовсю идут медицинские исследования, для дополнительного их финансирования созданы благотворительные фонды, и вот 1 апреля на арене стадиона Уэмбли состоится огромный сборный концерт со множеством звёзд британской поп-музыки. Концерт будет сниматься на плёнку для последующего показа по телевидению. Это и множество других подобных мероприятий проводятся под общим лозунгом International AIDS Day («Международный день СПИДа»). Вообще, размышляя о СПИДе, дивишься результатам вирусной эволюции и её непостижимой связи с моральными проблемами дня. Создаётся впечатление, что в шахматной игре человека с природой очередным своим ходом она поставила человеку этакий сексуальный шах.

Газета Sounds пишет, что на 22 августа на рок-фестиваль в Доннингтоне уже намечены две основные группы – это американская Bon Jovi, альбом которой в Америке шестикратно стал платиновым, и группа Dio с певцом Ронни Джеймсом Дио, он, если вы помните, пел когда-то в группе Black Sabbath («Чёрная суббота»).

Газета Sounds пишет также, что Марк Болан, певец группы T Rex, умер десять лет назад, в 1977 году, но влияние его как зачинателя глэм-рока чувствуется и по сей день. В этом году Болану исполнилось бы 40 лет, и в связи с тем, что интерес к его музыке не прекращается, продюсер Тони Висконти, работавший с Боланом до 1974 года, был привлечён к звукорежиссуре над старыми лентами T Rex и подготовке их к выпуску на лазерных пластинках.

Газета New Musical Express сообщает, что пять членов джазовой секции, отделения Чехословацкого союза музыкантов, на прошлой неделе в Праге были осуждены за так называемую «незаконную экономическую деятельность». «Обвинения, – пишет газета, – замечательны тем, что они ничего общего не имеют с происходящим – просто чехословацкое правительство пытается разгромить центр культурного подполья в стране». Газета пишет, что коридоры в здании суда были забиты народом, и когда подсудимых вводили или выводили из зала суда, раздавались аплодисменты. После вынесения приговоров несколько сот человек хором запели песню Леннона «Дайте миру шанс». Три срока из пяти были условными, но председатель секции Карел Серп получил 16 месяцев, а другой руководитель Владимир Курел – 10 месяцев. Музыканты находились под следствием пять месяцев. На суд приехали два представителя Британского союза музыкантов, они назвали эти приговоры «безобразными».

И, наконец, на прошлой неделе немузыкальная газета London Evening Standard, то есть лондонская «вечёрка», опубликовала статью своей московской корреспондентки Джулии Уотсон под названием Making Russians rock is proving quite an Art – в приблизительном переводе «Заставить русских слушать рок – нелёгкое искусство». Слово Art написано с заглавной буквы, и, читая статью, мы понимаем, что речь идёт об игре слов: Art в заголовке – это не только «искусство», но и имя героя статьи, москвича Артёма Троицкого, который, видимо, представляется таким вот именем. «Некоторые, преимущественно иностранцы, – пишет корреспондентка, – часто называют Арта Троицкого советским Бобом Гелдофом – та же художественная небритость, костистость, организованный им концерт в пользу жертв Чернобыля. В период робкой культурной оттепели в Советском Союзе он дохнул на молодёжное движение жаром паяльной лампы, он держит руку на творческом пульсе всех республик, описывая географию страны через живущих в разных городах артистов-экспериментаторов». В статье сообщается, что в 1963 году отец Троицкого, тогда редактор журнала «Проблемы мира и социализма», был откомандирован в Прагу, где Артём ходил в международную школу. Затем, пишет газета, был Московский университет, изучение экономической кибернетики (по другим имеющимся у меня данным, это был институт экономической статистики). В 1978 году – работа в Институте истории искусств в области социологии молодёжной музыкальной культуры. С 1983 года – внештатный журналист. В статье говорится, что неофициальный рок получает наконец право на существование, и Троицкий недавно вошёл в совет московской «Рок-лаборатории». «Aрт Троицкий, – заключает свою статью Джулия Уотсон, – по своему скромному замечанию, просто вовремя оказался в нужном месте, но вышла ли бы без его участия подпольная рок-музыка на свежий воздух?»

Газета Sounds пишет также, что Марк Болан, певец группы T Rex, умер десять лет назад, в 1977 году, но влияние его как зачинателя глэм-рока чувствуется и по сей день. В этом году Болану исполнилось бы 40 лет, и в связи с тем, что интерес к его музыке не прекращается, продюсер Тони Висконти, работавший с Боланом до 1974 года, был привлечён к звукорежиссуре над старыми лентами T Rex и подготовке их к выпуску на лазерных пластинках.

Газета New Musical Express сообщает, что пять членов джазовой секции, отделения Чехословацкого союза музыкантов, на прошлой неделе в Праге были осуждены за так называемую «незаконную экономическую деятельность». «Обвинения, – пишет газета, – замечательны тем, что они ничего общего не имеют с происходящим – просто чехословацкое правительство пытается разгромить центр культурного подполья в стране». Газета пишет, что коридоры в здании суда были забиты народом, и когда подсудимых вводили или выводили из зала суда, раздавались аплодисменты. После вынесения приговоров несколько сот человек хором запели песню Леннона «Дайте миру шанс». Три срока из пяти были условными, но председатель секции Карел Серп получил 16 месяцев, а другой руководитель Владимир Курел – 10 месяцев. Музыканты находились под следствием пять месяцев. На суд приехали два представителя Британского союза музыкантов, они назвали эти приговоры «безобразными».

И, наконец, на прошлой неделе немузыкальная газета London Evening Standard, то есть лондонская «вечёрка», опубликовала статью своей московской корреспондентки Джулии Уотсон под названием Making Russians rock is proving quite an Art – в приблизительном переводе «Заставить русских слушать рок – нелёгкое искусство». Слово Art написано с заглавной буквы, и, читая статью, мы понимаем, что речь идёт об игре слов: Art в заголовке – это не только «искусство», но и имя героя статьи, москвича Артёма Троицкого, который, видимо, представляется таким вот именем. «Некоторые, преимущественно иностранцы, – пишет корреспондентка, – часто называют Арта Троицкого советским Бобом Гелдофом – та же художественная небритость, костистость, организованный им концерт в пользу жертв Чернобыля. В период робкой культурной оттепели в Советском Союзе он дохнул на молодёжное движение жаром паяльной лампы, он держит руку на творческом пульсе всех республик, описывая географию страны через живущих в разных городах артистов-экспериментаторов». В статье сообщается, что в 1963 году отец Троицкого, тогда редактор журнала «Проблемы мира и социализма», был откомандирован в Прагу, где Артём ходил в международную школу. Затем, пишет газета, был Московский университет, изучение экономической кибернетики (по другим имеющимся у меня данным, это был институт экономической статистики). В 1978 году – работа в Институте истории искусств в области социологии молодёжной музыкальной культуры. С 1983 года – внештатный журналист. В статье говорится, что неофициальный рок получает наконец право на существование, и Троицкий недавно вошёл в совет московской «Рок-лаборатории». «Aрт Троицкий, – заключает свою статью Джулия Уотсон, – по своему скромному замечанию, просто вовремя оказался в нужном месте, но вышла ли бы без его участия подпольная рок-музыка на свежий воздух?»

Вот этой статьёй в лондонской «вечёрке» мы и закончим выпуск рок-хроники.

Обзор сорокапяток недели начнём издалека, с 40 места, потому что только там, в задних рядах, можно на этой неделе найти что-нибудь тяжёленькое.

  Музыка Gary Moore   Wild Frontier   

Песня Wild Frontier и гитарист Гэри Мур. Существовавший несколько лет назад электронный дуэт Yazoo распочковался на две половины. Одна из них, певица Элисон Мойе, ещё встретится нам по дороге к вершине списка, а сейчас хочу представить вам другую половину – Винсента Кларка, синтезаторщика, организовавшего группу Erasure. Электронные инструментовки Кларка по-прежнему изобретательны и прозрачны, но, подбирая себе вокалиста, он, быть может беcсознательно, попытался воспроизвести звучание бывшей своей напарницы и, по-моему, не очень успешно. Итак, группа Erasure, песня называется It Doesn't Have to Be («Необязательно должно так быть»), 13 место списка за неделю.

  Музыка Erasure   It Doesn't Have to Be   

Hа 12 месте группа Level 42 с песней Running in The Family («Это передаётся по наследству). «Ни одна из многочисленных статей о группе, – пишет критик газеты Sounds, – не может дать ответа: почему после семи лет деятельности и восьми долгоиграющих пластинок певец Марк Кинг и его приятели вышли в первую музыкальную лигу. Если бы группа Level 42 не существовала, не было бы настоятельной необходимости их изобрести, но, с другой стороны, кладовая их полна хитов, а по последнему счёту на арене стадиона Уэмбли состоится восемь их концертов. Очевидно, что они нашли не только своё звучание, но и своё место. Группа играет разумную взрослую поп-музыку для разумных взрослых людей, исполнение, как и следует ожидать, профессиональное, чистое, безопасное – под такую музыку приятно поговорить. Неудивительно, чёрт побери, что их беспрестанно играют по радио!» (конец цитаты).

  Музыка Level 42   Running in The Family   

Ha 7 месте списка Элисон Мойе, певица, входившая в прошлом в дуэт Yazoo, она – вторая его половина. Песня в её исполнении называется Weak in Presence of Beauty («Слабею перед красотой»). Элисон Мойе – дитя электронной поп-музыки, но чем дальше развивалась её карьера, тем более её интересовало музыкальное прошлое, корни поп-музыки тридцатилетней давности, и можно сказать, что её творческое развитие шло полным задним ходом. Если Винсент Кларк играет, в принципе, ту же музыку, что и пять лет назад, то Элисон Мойе сегодняшнего дня в подобном аккомпанементе представить уже довольно трудно.

  Музыка Alison Moyet   Weak in Presence of Beauty   

На 4 месте списка – солист группы Queen Фредди Меркьюри с песней The Great Pretender («Великий притворщик»). «Я – великий притворщик, – поётся в песне, – я притворяюсь, что мне живётся лучше, чем на самом деле». В видеоролике, снятом по песне, Фредди Меркьюри идёт дальше – он много кем притворяется: в частности, предстаёт перед нами в виде эстрадной красотки с глубоким декольте. Для людей, знакомых с внешними трансформациями Меркьюри, его страсть к такому притворству не новость, диапазон его сценических костюмов – от балетного трико до королевской мантии. В конце ролика Меркьюри появляется на фоне сотен картонных фотографических копий самого себя, занимая точно такую же позу, и мы понимаем, что среди всех этих сотен только он один – настоящий, непритворный.

  Музыка Freddie Mercury   The Great Pretender   

Такой общественный институт, как еженедельный национальный список популярных пластинок, так сказать, социологически сближает разные слои населения, создаёт определённый общий знаменатель, но с появлением колоссального количества всё новых и новых артистов и, как мы уже говорили, возобновления интереса к исполнителям прошлого происходит распыление вкусов в разные стороны, их атомизация и разрастание всей рок- и поп-культуры в какие-то музыкальные джунгли, в которых чего только не растёт. И поскольку в будущем растения в этих джунглях будут замешаны в перекрёстном опылении, то число разновидностей будет только увеличиваться, пополняя наш музыкальный генофонд. Всё это я говорю к тому, что следующую пластинку наверх вынес сектор танцевальной молодёжи, песня называется Respectable («Уважаемый»), исполнительницы – две лондонские молодки, до недавнего времени портнихи, швеи-мотористки, зовут их Мел и Ким.

  Музыка Mel & Kim   Respectable   

И, наконец, на первом месте – любимец публики Бой Джордж (Мальчик Жора). Последние года три для Мальчика Жоры были бурными и даже мучительными – разные нехорошие люди приучили его к героину, и избавиться от наркомании удалось с большим трудом. Люди эти понесли наказание, осуждены на долгие срока, а повзрослевший, несколько осунувшийся Мальчик Жора вернулся туда, где его место – во всенародную пучину обожания. И вот песней Everything I Own («Всё, что у меня есть») в исполнении Мальчика Жоры мы сегодняшнюю программу и закончим, дорогие друзья. Прощаюсь с вами до будущей недели, до следующей пятницы, до полуночи на короткой волне. Желаю вам всего самого лучшего – счастливо вам ребята!

  Музыка Boy George   Everything I Own   

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024