РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

12 сентября 1986: Альбом "Red Wave" - группа "Алиса"

Добрый вечер, дорогие непьющие друзья, добрый вечер и вам, радиоглушители портвейна. Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно, потому что сегодня мы предоставляем нашу короткую волну художественной самодеятельности из Ленинграда. Сегодня мы продолжим разговор о пластинке Red Wave («Красная волна»), в частности – о группе «Алиса». Название «Красная волна», видимо, по аналогии с «новой волной», отображает некий волнообразный характер эволюции музыкального жанра. Насчет цвета этой волны я, правда, не совсем уверен. Что же касается названия группы, то тут я только могу высказать догадку о том, что позаимствовано оно из книжки Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» – во всяком случае, название имело бы смысл, потому что в зазеркальной Стране Чудес оказалась бы не просто девочка, а целый коллектив художественной самодеятельности. Однако, прежде чем начать рассматривать искусство, которое принадлежит народу, хотя и находится в ведении компетентных органов, – очередной выпуск рок-хроники.

14 сентября 1950 года – день рождения гитариста Пола Коссоффа, основателя группы Free.

Пять лет назад, 14 сентября 1981 года, начались съемки кинофильма «Стена», основанного на пластинке группы Pink Floyd и мультипликациях художника Джеральда Скарфа.

16 сентября 1925 года – день рождения Би Би Кинга, кстати, сокращение «Би Би» означает «Блюз Бой», его сценическое прозвище.

16 сентября 1977 года в возрасте 29 лет погиб гитарист и певец Марк Болан, когда машина, которую вела его подруга Глория Джонс, по пути домой из ресторана в Лондоне сошла с дороги и врезалась в дерево.

17 сентября 1947 года – день рождения в Манчестере, в Англии, гитариста и певца Лола Крима, участника группы 10 cc , в настоящее время известного видеорежиссера.

18 сентября 1970 года в Лондоне скончался Джими Хендрикс.

19 сентября 1976 года, десять лет назад, крупный американский импресарио Сид Бернстайн предложил Beatles 230 миллионов долларов с тем, чтобы они вновь объединились.

19 сентября 1934 года – день рождения в Ливерпуле менеджера Beatles Брайана Эпштейна.

20 сентября 1966 года – 20 лет назад Джордж Харрисон впервые приехал в Индию с Махариши Махеш Йоги.

20 сентября 1959 года – день рождения Аланны Карри из группы Thompson Twins, она родилась в Новой Зеландии.

20 сентября 1976 года в лондонском клубе «Номер Сто» был проведен первый фестиваль панк-рока.

Из последних новостей:

Группа Madness на этой неделе неожиданно объявила в музыкальной печати о том, что она распадается. В конце года намечено выпустить прощальную одиночную пластинку. «Год назад, – говорится в пресс-бюллетене, – кто-то из нас заметил, что, когда нам перестанет быть весело и интересно, мы попросту разойдемся. Именно это мы и делаем. Повеселились мы на славу, от всего сердца выражаем благодарность всем тем, кто нам помог, особенно нашим друзьям и поклонникам. Мы пришли, увидели, ушли. Подписано: группа Madness». Melody Maker отмечает, что группа была сформирована в 1978 году, 20 их одиночных пластинок попали в первую двадцатку списка, группа выпустила семь альбомов. О дальнейших планах участников, а также организованной ими фирме пластинок Zarjazz, пока неизвестно ничего.

В прошедшее воскресенье в знаменитой лондонской студии на Эбби Роуд собралась группа известных английских певцов и музыкантов с тем, чтобы коллективно записать песню, которая после выпуска одиночной пластинкой положит начало компании по борьбе с наркотиками – героином и его новой и опасной разновидностью под названием смэк. В записи приняли участие группы «Фрэнки едет в Голливуд», Marillion , Madness, Мит Лоуф (Мясной Рулет), певица Бонни Тайлер, Ринго Старр и его сын Зак, Дэйв Стюарт из группы Eurythmics и многие другие. Melody Maker, однако, отмечает, что Бой Джордж, оштрафованный в конце июля на 250 фунтов стерлингов за хранение героина, на это благотворительное мероприятие не явился. Представители Боя Джорджа извинились за него, сославшись на нездоровье.

Американская группа Double Trouble и певец Стиви Рэй Вон выступали недавно с концертом в федеральной тюрьме штата Орегон. Концерт прошел с таким успехом, что около полутора тысяч заключенных, присутствовавших на концерте, единодушно постановили присудить гостям звание почетного заключенного с навечным внесением в списки исправительного заведения под соответствующим личным номером.

Еще на тюремную тему: группа заключенных лондонской тюрьмы «Скрабз», которые отбывают пожизненные сроки за убийство, организовала рок-ансамбль самодеятельности, в который вошли также пара любителей из ВОХРы. Melody Maker отмечает, что ансамбль выступил в родной тюрьме в прошлую пятницу, и по этому случаю в ресторане «Ипподром» был устроен прием, на котором присутствовала и группа, вернее не вся, а только ее часть – как вы догадались, это были охранники, убийц оставили дома.

Тюремно-лагерную тему я бы хотел закончить радостным сообщением, поступившим из Ленинграда: 4 сентября, два года и шесть месяцев спустя после ареста в Ленинградской области, на свободу из лагеря вышел Валерий Баринов, основатель христианской группы «Трубный зов».

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к пластинке Red Wave («Красная волна») и группе «Алиса». Начнем с песни под названием «Экспериментатор»:

Экспериментатор движений вверх-вниз, – поется в песне,
Идет по улице своих построек,
Он только что встал, он опрятен и чист,
Он прям, как параллель, и, как крепость, стоек.
Экспериментатор движений вверх-вниз
Смотрит в сторону выбранной цели.
Он знает ответ, он предельно собран,
Он прокладывает путь для других поколений.

Экспериментатор движений вверх-вниз
Формирует новые модели сознанья.
Он идеально выбрит, подтянут и строг,
Он несет свой кирпич к алтарю мирозданья.

Экспериментатор движений вверх-вниз
Видит простор там, где мне видна стена.
Он считает, что прав, он уверен в идее,
Он в каждом процессе достигает дна.

  Музыка Алиса   Экспериментатор   

На внутреннем вкладыше пластинки приведены имена участников группы: это певец Костя Кинчев, причем в скобках перед его именем стоит научная степень «доктор», видимо, в шутку, потому что хоть Кинчев, по имеющимся у меня данным, и учился в Московском технологическом институте, докторскую степень, хотя бы по молодости лет, он вряд ли успел еще получить. Далее, на басу играет Слава Задерий, на гитаре – Петр Самойлов, на барабанах – Михаил Нефедов, а на клавишных инструментах – Павел Кондратенко. Певец Костя Кинчев пишет музыку и слова ко всем песням группы. Судя по следующей композиции, она называется «Мы вместе», песенный текст для Кинчева – это не просто смысловое добавление к музыке, но и средство ритмической ее организации, что создает ощущение барабанной упругости и динамизма.

Импульс начала, мяч в игре, – поется в песне,
Поиски контакта, поиски рук.
Я начал петь на своем языке,
Уверен – это не вдруг.

И я пишу стихи для тех, кто не ждет,
Ответ на вопросы дня.
Я пою для тех, кто идет своим путем,
Я рад, если кто-то понял меня.

Мы вместе, мы вместе!

Мне не ясен взгляд тех, кто устал,
Мне непонятен тот, кто спит,
Я не принимаю языка столбов
И мне неинтересен лифт.

Я люблю окно - из окна виден день,
А ночью видна ночь.
Если кто-то думает так жe как я,
Мы с ним похожи точь–в-точь.

Мы вместе!

Если продолжать наш разговор,
Не стоит отгадывать вопрос о том,
Кто будет первым – громоотвод или гром:
Мне все жe кажется, что гром.

И если долог день, то ночь коротка,
Но часы мои говорят мне «нет»,
И поэтому я не ношу часов –
Я предпочитаю дневной свет.

Мы вместе!

  Музыка Алиса   Мы вместе   

Можно сказать, что с появлением рок-культуры впервые в истории человечества у несовершеннолетних появилась возможность высказаться через песню, зачастую самими же сочиненную, а потому хоть и искреннюю по содержанию, часто несовершенную и незрелую по форме. Вот эта музыкальная наивность и угловатость стиха внезапно стали тем универсальным художественным языком, который мгновенно понимают сверстники сочинителя, но чего не понимают взрослые, которые пытаются отыскать везде совершенство формы, идейный замысел, идеологическую направленность и прочую серьезную скукоту, которая им нужна чтоб убедить друг друга, что они – умные и знающие люди. Этот протест против мира взрослых, которые, как вы, может, заметили, всегда и во всем правы и, наделав в молодости кучу ошибок, теперь пытаются отнять у следующего поколения право на собственные заблуждения, – одна из основных тем молодежного рок'н'ролльного творчества. И стоит ли удивляться, что среди советских неофициальных групп тема эта встречается довольно часто, поскольку отечественный родитель – это резонер, назидатель, опекун, да, кроме того, ему на помощь приходит семья и школа, пионерская линейка и комсомольское собрание. Однако, отдавая должное авторам из популярных нынче неофициальных групп, отметим, что эта тема молодежного протеста и борьбы за права человечка они отражают с изрядной долей юмора, что позволяет нам смеяться над неуспевающим героем и делает эти песни еще более действенными в воспитании подрастающего.

Я сколько себя помню, я всегда был глуп,
Я не любил учиться и не мог есть суп, – поется в песне «Плохой рок-н-ролл», –
Учителей я не любил, я им грубил, я им хамил,
Ничего знать не хотел, на уроках только пел,
Сидел и пел рок’н’ролл.

Я кончил школу еле-еле в 18 лет,
Потом был там, где сейчас меня нет,
Затем был стрит – там все были, как я,
Мы жили как одна семья,
И все вопили во всю глотку
День изо дня рок’н’ролл.

Мне говорили – ну возьмись за ум, какой ты плохой.
Я рад был это сделать, но не знал, какой рукой.
Со мной родители устали – им нужен был покой,
И я ушел и жил как ветер – то с этой, то с той,
И каждой пел рок’н’ролл.

Я буду делать только то, что я хочу — учи-не учи –
Мне как об стенку горох, кричи-не кричи –
Я оторванный ломоть, меня исправит лишь могила – буду я, пока не сдох,
Орать что есть силы рок’н’ролл.
В воронке ядерного взрыва и просто в кино,
И сидя на крыше, и стоя в метро,
И даже там, где нельзя, я буду петь рок‘н’ролл.

  Музыка Алиса   Плохой рок-н-ролл   

Несколько месяцев назад телевидение Би-би-си показывало серию документальных фильмов о Советском Союзе под общим названием «Товарищи». Один из эпизодов, снятый кстати, неофициально, был посвящен жизни молодых ленинградских музыкантов – показана была репетиция в каком-то полузаброшенном клубе, репетиция импровизационного оркестра Сергея Курехина под названием «Популярная механика», разговоры о жизни, о музыке, о колбасе. Мы увидели дружеские возлияния за столом с нехитрым закусоном, сидел там и Костя Кинчев, и вот тогда-то он и исполнил перед кинокамерой одну из своих песен в сопровождении магнитофона. Западная аудиторию могла оценить артистизм Кинчева, беспозвоночную, понимаете, раскрепощенность его танцевальных движений, оценить его исполнительский магнетизм. При этом, естественно, от западной аудитории ускользнули смысловые и языковые тонкости, которые мы с вами сможем оценить гораздо лучше:

Вдруг я вижу – кто-то движется навстречу,
Но я никак не разберу, кто он:
Он похож на трактор, на ядерный реактор
и чем-то – на выжатый лимон.

Белый, как больница, его боятся птицы,
Он тверд, как несгораемый шкаф,
Скользкий как медуза, ненужный как обуза,
Он движется среди цветов и трав.

Кто ты, кто ты такой?
А он отвечает – я твой соковыжиматель.

Я не знаю, что мне делать – бежать или стоять.
Я подумал и остался стоять,
Он подходит ближе, я уже его не вижу,
Только чувствую – он начал выжимать.

Теперь я выжат, как мокрица, меня боятся птицы,
А он вдруг стал похожим на меня,
А я жe стал как трактор, как ядерный реактор,
И никак не разберу, кто из нас я.

Кто я, кто я такой?
А он мне говорит – теперь ты соковыжиматель.

Повернулся и ушел, а я остался стоять
Один среди цветов и трав,
Скользкий, как медуза, ненужный, как обуза,
И большой, как несгораемый шкаф.
Теперь я жду с ним встречи и это меня лечит:
Мне не нравится, что я – это он.
Я теперь как он, он теперь как я –
До сих пор не разберу, был это сон или не сон.

Кто ты, кто ты такой, кто я, кто я такой,
Кто он, кто он такой?
Ты мой соковыжиматель, я твой соковыжиматель.

  Музыка Алиса   Соковыжиматель   

Из предыдущих песен может сложиться впечатление что произведения «Алисы» для того и рождены, чтоб Кафку сделать былью, что у Кости Кинчева нет других забот, как иронизировать над молодежным идиотизмом и выдумывать разные мрачные аллегории. Нет, группу «Алиса» знают и любят не только за это. Представленная на пластинке песня «Иди ко мне» позволяет познакомиться с лирической, личностной, я бы даже сказал – интимной стороной творчества группы. В отличие от бессовестно-вульгарной эстрадной музыки толстых и всякой разбойной муземельяновщины, тема близости у «Алисы» трактуется как таинство, как нечто ночное необъяснимое и почти метафизическое. Слов я вам зачитывать не буду, они и так разборчивы и, оставляя вас с песней "Иди ко мне", сам как бы от вас ухожу и прощаюсь до следующей недели, когда мы добьем серию рассказом о группе «Аквариум». Пока же, дорогие друзья, всего вам самого-самого лучшего.

  Музыка Алиса   Иди ко мне   

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024