РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

29 августа 1986: Альбом "Red Wave" - группа "Странные Игры"

Добрый вечер, друзья. Хочу, во-первых, выразить свое искреннее соболезнование по поводу начала учебы и пожелать школьникам и студентам в новом году хорошей успеваемости к началу занятий, моральной устойчивости и физической усидчивости. Сегодня мы с вами поговорим о рок'н'ролльной самодеятельности, о международной солидарности молодежи, о туризме как движущей силе музыкального прогресса – словом, обо всем том, что сделало возможным выпуск в свет нового двойного альбома под названием Red Wave («Красная волна»), на котором представлены четыре группы из Ленинграда: группа «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры». Но, прежде чем рассказать о самой пластинке и послушать, что на ней записано, – очередной выпуск рок-хроники:

29 августа 1958 года – день рождения американского певца Майкла Джексона.

29 августа 1966 года – 20 лет назад Beatles выступили со своим последним концертом в парке Кэндлстик в городе Сан-Франциско.

30 августа 1950 года – день рождения Мика Муди из группы Whitesnake.

31 августа 1945 года – день рождения Вана Моррисона, он родился в Белфасте, в Ирландии.

31 августа 1952 года – день рождения Рудольфа Шенкера из западногерманской группы «Скорпионы».

1 сентября 1946 года – день рождения Барри Гибба из группы Bee Gees.

5 сентября, в пятницу, солисту группы Queen Фредди Меркьюри, урожденному Фредерику Бульсара, исполняется 40 лет, он родился в 1946 году в Занзибаре.

6 сентября 1947 года – день рождения Роджера Уотерса, басиста и певца группы Pink Floyd.

6 сентября 1958 года – день рождения Бастера Бладвессела, огромного детины, солиста группы Bad Manners («Плохие манеры»), настоящее его имя – Дуглас Трендел.

Наконец, год назад, 6 сентября 1985 года, служащие музыкального издательства ATV Music, ведавшего, кроме всего прочего, издательскими правами на песни Beatles, были уволены по сокращению штатов после того, как заокеанский певец Майкл Джексон вкупе с фирмой CBS стал новым владельцем издательского материала. Соперником в этой деловой борьбе был Пол Маккартни, желавший откупить песни Beatles, но в борьбе с американскими толстосумами он потерпел поражение.

Из последних новостей:

В прошедшее воскресенье состоялось наконец то, чего уже давно ожидали: Боб Гелдоф и его подруга Пола Йейтс сочетались браком в церкви местечка Давентри.

Журнал Number One («Номер один») пишет, что Бой Джордж (Мальчик Жора) прилетел в США в аэропорт Майами по пути в Монсеррат, куда он ехал на записи, и в пункте паспортного контроля ему было отказано во въезде на американскую территорию. Полагают, что это произошло в связи с его недавней судимостью за хранение наркотиков. Джордж, как вы помните, сам признал себя виновным и получил штраф в 250 фунтов стерлингов.

Пластиночная компания Stiff Records, в конце 70-х годов выпускавшая записи групп новой волны, в том числе группы Madness, нынче заявила о своем банкротстве. На собрании кредиторов было объявлено, что долги фирмы составляют около 3 миллионов фунтов стерлингов. По существующему на Западе деловому законодательству, фирмы, носящие в названии слово «limited», несут ограниченную финансовую ответственность, и, в случае банкротства директора, долгов фирмы лично не оплачивают. Поэтому, когда Дэйва Робертса, главу фирмы – того самого, на свадьбе которого несколько лет назад играла группа Madness, спросили о судьбе недостающих миллионов, то он заявил, что сказать ему нечего. «Ну что, Робби, до встречи в Канаде?» – иронизирует по этому поводу Melody Maker, намекая, видимо, на то, что Робертсон себя обеспечил вполне, и деньги перевел в какую-нибудь дальнюю заграницу.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к альбому The Red Wave («Красная волна») и к ленинградской художественной рок'н'ролльной самодеятельности. Прежде всего возникает естественный вопрос – что за пластинка, кто выпустил, кто дозволил? Альбом выпущен в Калифорнии, в Лос-Анджелесе. Аннотация на конверте проливает некоторый свет: «Последние два года, – говорится в ней, – я ездила как туристка в Советский Союз, и мне посчастливилось познакомиться и сотрудничать с одними из наиболее творчески одаренных музыкантов в мире. Все они – музыканты подпольные, они не признаны властями и не могут получать деньги за свои выступления и записи. Их неофициальный статус, однако, позволяет им быть полностью свободными и создавать свою музыку. Музыка эта хоть и не продается в магазинах, но расходится с рук по всей стране. Неофициальные группы более популярны, чем многие из официальных рок-ансамблей. Мне удалось доставить на Запад эту музыку в надежде создать лучшее взаимопонимание между народами. Музыка не знает границ!» Подписано: Джоанна Стингрей, 1986 год. Тут же помещена фотография: Джоанна Стингрей и 15 ленинградских музыкантов выстроились в шеренгу на фоне Храма Спаса-на-Крови. Как мы уже говорили, пластинка выпущена в Америке и там же появились на нее рецензии. Из этих рецензий узнаем, что, во-первых, Стингрей – это не настоящая фамилия, а псевдоним, и что Джоанна – певица и музыкантша, что ей 25 лет, и что два года назад в Ленинграде она случайно познакомилась с одним из музыкантов, с чего все и началось. На основе лент, вывезенных Джоанной из Ленинграда, и была создана эта пластинка, которую голливудская фирма Big Time Records отпечатала 10-тысячным тиражом. Любопытно, что в этом смысле история повторяется: около 20 лет назад пластинка ленинградских джазовых музыкантов была выпущена в США, и американцы могли уже тогда убедиться в существовании культурного плюрализма на родине Октября. Сам я коллекционирую музыкальный магнитиздат последние года четыре, и пластинка эта представляет для меня интерес хотя бы потому, что качество записи на ней – самое чистое из того, что мне до сих пор попадалось. Вот хотя бы из этих соображений пластинка заслуживает детального рассмотрения, и поэтому последующие четыре программы мы посвятим отдельно каждой из групп, начав сегодня с группы «Странные игры».

  Музыка Странные игры   Эгоцентризм–2   

Песня под названием «Эгоцентризм–2», ленинградская рок-группа «Странные игры». На случай если вы хотите, как говорится, списать слова, я зачитаю текст песни:

На перекрестке себя поджидал я,
Чтобы себя самого напугать,
И в самом деле, когда увидал я
Себя, то отпрянул в ужасе вспять.
Или немного прошел я вроде
Нынче кварталов всего на пути.
Так вот всегда при любой погоде
Можно себе развлеченье найти.

Предупреждая всевозможные критические нападки, хочу сразу оговориться, что стихи написаны французским поэтом Раймоном Кено и опубликованы — и, соответственно, залитованы —  в СССР. Более того, из шести песен, представленных на пластинке, нет ни одной с каким-нибудь сомнительным или доморощенным текстом: все они позаимствованы у французских поэтов, потому ни в литературном, ни в цензурном, ни в идеологическом смысле к группе претензий быть не может. Кто же эти русские рок-волки, прикрытые французским поэтическим каракулем? На пластинке приводятся имена участников состава, цитирую их так, как они приведены: Витя Сологуб – вокал и бас, Гриша Сологуб – вокал и гитара, Александр Кондрашкин – барабаны, Николай Гусев – клавишные, Алексей Рахов – саксофон, Александр Давыдов – гитара, Николай Куликовских – клавишные, Николай Ольшевский – тромбон.

Хоровод кружился, – поется в песне под названием «Хороводная» на стихи Мориса Фомбэ, –       
А король грустил,
Не было с ним рядом
Той, кого любил.

В церкви мессу пели
И король рыдал,
Не было с ним рядом
Той, кого желал.

В роще птицы пели,
А король ревел,
На себя он руки
Наложить хотел.

Я все это видел –
Были мы вдвоем
С той, которой не было
Рядом с королем.

  Музыка Странные игры   Хороводная   

«Хороводная» песня, группа «Странные игры». Следующая песня называется «Метаморфозы», написана она на слова Жана Гардье:

В потемках истории, – поется в ней, – в сумраке ночи иду я наощупь.
Всему удивляюсь, иду-спотыкаюсь, и худо мне очень.
Я шляпу беру – оказалась лягушка,
Жену обнимаю – а это подушка,
Погладил кота – оказался утюг,
Окно открываю – и чувствую вдруг,
Что сырость чулана в лицо мне струится,
И я за чернильницу принял мокрицу,
Почтовый ящик – за мусорный ящик,
Свисток паровоза – за птичьи трели,
Гудок машины – за умное слово,
Плач принял за смех,
Тьму принял за свет,
Смерть принял за жизнь –
А себя за другого.

  Музыка Странные игры   Метаморфозы   

Песня «Метаморфозы», группа «Странные игры». В прошлом году лондонский журнал City Limits в номере от 14 июня опубликовал статью о советском неофициальном роке и в ней, в частности, говорилось и о «Странных играх», цитирую в переводе: «Виктор Сологуб, исполнитель, которого мысленно сравниваешь с Дэвидом Бирном из группы Talking Heads, - певец в «Странных играх». Репертуар Сологуба состоит из колыбельных, русских стихов, бессмысленных сочетаний немецких и французских слов и своей собственной поэзии, причем все эти элементы замешаны на традиционной народной или цыганской музыке. Некоторым русским кажется, что его песни с абсурдным уклоном с такой точностью отражают противоречия советской жизни, что его группа – одна из немногих, успешно создающая советскую поп-музыку, по-настоящему отличающуюся от западной. В повседневной жизни Сологуб невротически одержим взаимоотношением между рок-музыкантами и государством, он считает, что советское правительство должно разрешить свободное развитие рока, ибо в этом случае рок-музыка потеряла бы свою неофициальность, перестала бы привлекать тех, которые интересуются ею только потому, что это запретный плод. Сологуб считает, что нынешняя либерализация министерства культуры вызвана растущим требованием советской молодежи к созданию нового музыкально языка. «Сегодняшнюю советскую молодежь, – говорит он, — не удовлетворяют лишь победные марши, классика или грузинские песни». Однако в министерстве опасаются, что рок-группы приобретут популярность, а там, того и гляди, начнут менять тексты песен, министерство будет не в состоянии контролировать идеологическое содержание материала и его влияние на молодежь. Многие считают поэтому, что Ленинградский рок-клуб как раз и был создан для того, чтобы регулировать и контролировать деятельность рок-групп».

Но послушаем следующую песню, она называется «Если ты думаешь», написана – и я это подчеркиваю – на слова Раймона Кено, более того – первый куплет удалось разобрать:

Если ты думаешь, – поется в ней, –
если ты думаешь,
если, девчонка,
думаешь ты,
что так, что так,
что так будет вечно —
бездумно, беспечно,
когда бесконечно
улыбки вокруг,
весна и цветы
то знай, девчонка,
поверь, девчонка,
девчонка, пойми:
ошибаешься ты.

 

  Музыка Странные игры   Если ты думаешь   

Песня «Если ты думаешь», группа «Странные игры». В знаменитом документе, изданном 1 октября 1984 года в московском ВНМЦНТИКПР, что расшифровывается как Всесоюзный методический центр народного творчества и культурно просветительной работы при Министерстве культуры СССР, говорится, что «в целях усиления борьбы с влиянием буржуазной идеологии и т.д. и т.п., рекомендуется запретить проигрывание грампластинок, компакт-кассет, видеороликов, книг, плакатов и другой продукции, отражающей деятельность следующих групп:  — и затем список 68 зарубежных рок-групп и 38 советских самодеятельных. Так вот, в этом списке тридцати восьми «Странных игр» нет. Но, думаю, расстраиваться нам по этому поводу не стоит – во-первых, потому, что не все же время запрещенку слушать, а, во-вторых, потому, что остальные группы на пластинке в черный список все же попали – и вот их-то, касатиков, мы и будем слушать по очереди в обычный для нас золушкин час – в полночь в пятницу на короткой волне. Оставляю вас с песней «Телефона нет» в исполнении «Странных игр» и прощаюсь с вами до будущей недели. Всего вам самого лучшего, счастливо вам, ребята!

  Музыка Странные игры   Телефона нет   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024