РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

22 августа 1986: Новые альбомы (Big Country, Motorhead, Steve Winwood, UB40, Sigue Sigue Sputnik)

Добрый вечер, друзья. Любителей серебристого экрана хочу поздравить с грядущим на этой неделе Днем кино. Подобно филологии, геологии, гинекологии или физиологии, область кинопознаний естественно бы назвать кинологией – кто-то мне рассказывал даже, что в одном из клубов ко Дню кино заготовили плакат: «Наша кинология – самая передовая в мире!», пока не выяснилось, что кинология – это наука о собаках, об их разведении и дрессировке для караульной, сторожевой и розыскной службы. Плакат тогда сняли и припасли его для Дня пограничника или какой-нибудь выставки служебных собак. И вот сегодня, во избежание подобного недоразумения, хотелось бы повторить всем любителям жанра: помните, друзья, что кинология – это прежде всего наука о собачьей дрессировке!

Наша сегодняшняя программа посвящена новым долгоиграющим пластинкам, но сначала, как обычно, – очередной выпуск рок-хроники:

22 августа 1961 года – день рождения Роланда Орзабала из группы Tears For Fears.

22 августа 1981 года – пять лет назад в английском городе Доннигтоне был проведен первый фестиваль тяжелого металла под названием The Monsters Of Rock («Чудовища рока»).

23 августа 1947 года – день рождения в Лондоне, в Англии, Кита Муна, барабанщика группы The Who. Он умер от наркотиков в сентябре 1978 года.

24 августа 1945 года – день рождения Кена Хенсли из группы Uriah Heep.

Пять лет назад, 24 августа 1981 года, Марк Чэпмен, убийца Джона Леннона, был приговорен к пожизненному заключению с минимальным сроком в 20 лет.

25 августа 1949 года – день рождения басиста группы Kiss Джина Симмонса, урожденного Юджина Кляйна.

В этот день в 1951 году в Бирмингеме родился Роб Халфорд из группы Judas Priest,

а в 1954 году в Ливерпуле родился Элвис Костелло, настоящее имя – Деклан Макманус.

26 августа 1970 года Джими Хендрикс выступил на рок-фестивале на острове Уайт, это стало его последним публичным выступлением.

27 августа 1965 года – день рождения Глена Мэтлока, басиста группы Sex Pistols,

27 августа 1967 года менеджер Beatles Брайан Эпштейн был найден мертвым в своем лондонском доме. Причина смерти – большая доза снотворного.

Из последних новостей:

В нынешнюю пятницу, субботу и воскресенье, 22, 23 и 24 августа, в Рединге проходит 24-й по счету национальный рок-фестиваль. За три дня на фестивале выступит около 30 групп, основная группа в пятницу – Killing Joke («Убийственная шутка»), в субботу – Saxon и в воскресенье – старая, известная в Англии группа Hawkwind.

 На прошлой неделе в Касл Доннингтоне состоялся очередной фестиваль The Monsters Of Rock, фестиваль однодневный, на нем выступили группы Bad News, группа Motorhead , Def Leppard (группа большую часть своего гастрольного времени проводит в США), затем западногерманская группа Scorpions («Скорпионы»), закончил программу Оззи Осборн, поразив, как обычно, чудовищной театрализацией, фейерверками, взрывами и совершенным отсутствием чувства меры на сцене.

Melody Maker пишет также, что в конце прошлой недели группа Queen выступила с концертом на открытом воздухе в городе Небуорте. На концерте произошло печальное событие: в разгоревшейся драке одного парня ударили ножом, отчего он позже умер. Один из зрителей прислал в газету Melody Maker письмо с жалобой на организаторов концерта, утверждая, что те в погоне за наживой продали больше билетов, чем было запланировано. По его словам, на Небуортской поляне скопилось около 200 тысяч человек, и это вызвало толчею и беспорядки. Известный английский импресарио Харви Голдсмит, организовавший мероприятие, ответил через газету, что он не собирается оправдываться или вступать в какие-либо споры, но рад сообщить читателям факты: для концерта было отпечатано 120 тысяч билетов, и официальные данные, сообщенные местной полицией, а также добровольной службой скорой помощи имени Св.Иоанна, подтверждают, что число зрителей было чуть менее 120 тысяч. Газета пишет, что три хулигана, участвовавшие в поножовщине, были немедленно арестованы и уже предстали перед судом в минувший четверг.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к обзору долгоиграющих пластинок.

Начнем мы с нового альбома шотландской группы Big Country («Большая страна»). Неизвестно, какую большую страну имели в виду участники группы, но это явно ни родная Шотландия, ни даже Великобритания, которая если и продолжает оставаться великой, то не в географическом смысле. Группа Big Country была, так сказать, запущена фирмой Phonogram на музыкальную орбиту около двух лет назад как группа серьезная, как чисто музыкальный коллектив без трюкачества и грима. Подобно другой серьезной шотландской группе Marillion или ирландской группе U2, группа Big Country пользуется успехом у серьезной аудитории, в основном студенчества. Итак, пластинка называется The Seer («Ясновидящая»), все композиции написал певец и гитарист Стюарт Адамсон – либо самостоятельно, либо в содружестве с остальными участниками: басистом Тони Батлером, гитаристом Брюсом Ботсоном и барабанщиком Марком Бжезицким. Напомню вкратце, что Шотландия – это гористая страна на севере Великобритании, где испокон века жили воинственные кельтские племена скоттов. Национальная одежда мужчин, как известно, – килт, то есть юбка из толстой шотландки, причем у каждого семейного клана расцветка этой шотландки своя. «Что у шотландца под юбкой?» – задают здесь шутливый вопрос, на который, кстати, нет ответа — по той причине, что у настоящего, традиционного шотландца под юбкой не поддето ничего. Шотландия еще — родина виски, волынки, морской рыбы типа лосось и множества легенд, основанных на суровости местной природы. Попадая в Шотландию, невольно чувствуешь, откуда все эти легенды взялись: травянистые безлесые горы, какая-то средневековая пасмурная туманность в воздухе, пейзажи, тысячелетиями неизменные по виду: так и кажется, что встретишь либо ящера, либо конника во всем железном. Волшебное место Шотландия! Вот вся эта доисторическая кельтщина почти непременно находит свое выражение в музыке шотландских групп, начиная с Jethro Tull, присутствует она и у группы Big Country. Послушаем заглавную композицию альбома, она называется The Seer («Ясновидящая»): в ней говорится о деве, мывшей волосы среди камней, которой явилось видение будущего: кровь в полях пшеницы, геройские битвы в горах, насилие пришельцев над землею.

  Музыка Big Country   The Seer   LP The Seer

Новая пластинка группы Motorhead называется Orgasmatron – видимо, по аналогии с синхрофазотроном, только на другой физической основе. Познания в области ядерной физики у участников Motorhead явно не сильны, потому что их оргазматрон ничего общего с синхрофазотроном не имеет, а по виду напоминает скорее самый мощный в мире паровоз модели «Иосиф Сталин». В передней части машины торчат два огромных бивня, между ними высовывается гигантский, источающий слюну язык, глаза светятся жаром раскаленной топки. Однако из слов заглавной песни становится ясно, что речь идет не о какой-то паровой секс-машине с клыками, а о некоем зловещем существе или, я бы даже сказал, социальном строе.

Меня зовут Oргазматрон с хватающей рукой, – говорится в песне,
Я скрытный, я надменный, я тщеславный,
Я искажаю правду, я миром правлю,
Двуличием предельным наделен,
Обман – моя корона, закон мой – паранойя,
Я император лжи, все ползают в ногах,
Политик я, и я решаю судьбы,
Я громко говорю о днях геройских,
О днях великих мощи и победы,
Держу я знамя, все пропитанное кровью,
Всех призываю к храбрости и жертве...

Ну, и т.д. и т.п. Газета Sounds, обозревая пластинку, пишет, что она выпущена группой после трехлетнего перерыва. «Прошло три года, – пишет газета, – три года, которые могли бы уничтожить все мифы, но, которые, по-видимому, их лишь укрепили. Группа Motorhead вернулась, но она ни сейчас, ни в прошлом никогда не была группой тяжелого металла. В наши дни фракционной раздробленности, когда различают смертельный металл, черный металл, легкий металл или даже ржавый металл, Motorhead ни к одной из категорий отнести нельзя. Пора, пожалуй, забыть устарелые мифы. Motorhead – не металлисты, они сами по себе и нынче, более чем в прошлом, представляют из себя силу в поп-музыке, с которой приходится считаться».

  Музыка Motorhead   Orgasmatron   LP Orgasmatron

Новый альбом под названием Back in the High Life – что-то вроде «Снова в гуще событий» – выпустил английский вокалист, композитор, мультиинструменталист Стив Уинвуд. Уинвуд – один из выдающихся английских певцов блюза и рока, начинал он в далеком 1961 году в джаз-оркестре своего брата Маффа, тогда ему было всего 13 лет. За этим последовала группа Спенсера Дэвиса, после 1967 года он сформировал группу Traffic, в 1969-м Эрик Клэптон и Джинджер Бейкер – остатки супергруппы Cream – соблазнили его на сформирование еще одной супергруппы, названной Blind Faith («Слепая вера»), первый и единственный альбом которой сразу же разошелся миллионным тиражом, а на концерт группы в Гайд-парке собралось сто тысяч человек. Из-за личных разногласий «Слепая вера» просуществовала буквально несколько месяцев. Стив Уинвуд после недолгого участия в группе Джинджера Бейкера Airforce снова сформировал свою группу Traffic («Транспорт» / «Дорожное движение») и с ней выпустил четыре последующих альбома. После распада группы Traffic Стив Уинвуд замолчал на пару лет, а потом постепенно начал появляться как приглашенный исполнитель на пластинках других артистов, в том числе Джорджа Харрисона. Первый его сольный альбом вышел в 1977 году, популярной стала его вторая сольная пластинка Arch Of A Diver («Дуга ныряльщика»), в 1982 году вышел третий его сольный альбом и нынешняя пластинка – четвертая по счету. Достаточное число людей здесь, в Англии, помнят и любят Уинвуда – достаточное для того, чтобы вывести его пластинку на достойное, хотя и скромное место в национальном списке. Но для местной публики, предпочитающей свежесть идей и музыкальную новизну всему остальному, Уинвуд, так сказать, запоздал лет на двадцать, его настоящая, массовая аудитория находится в более консервативной Америке. Для сравнения могу сказать, что одна из песен альбома, Higher Love («Высшая любовь»), выпущенная одиночной пластинкой, находится в США на 4 месте национального списка, а у нас она теряется где-то в глубинах пятого десятка. Хочу предложить вам композицию, показавшуюся мне наиболее представительной и интересной, называется она Split Decision («Разделенное мнение»), в ней поется о двойственности умственной природы автора, о присутствии в нем второго «я», часто противоречащего первому. Один – решительный, другой – колеблющийся, один стремится задавать вопросы, у другого на все вопросы есть ответы, один мягкий, другой жесткий и т.д., но поскольку оба они уживаются в одном человеке, то только тонкая грань разделяет их. Вы, наверное, поняли в чем дело: товарищ Уинвуд страдает вялотекущей шизофренией.

  Музыка Steve Winwood   Split Decision   LP Back in the High Life

Группа UB40 выпустила новый альбом под названием Rat in the Kitchen («Крыса на кухне»). В английском контексте название это звучит не так уж омерзительно: во-первых, крыс продают в зоологических магазинах, многие держат их как домашних животных. Во-вторых, один из любимейших детских персонажей на телевидении – это кукла Roland Rat («Крыса по имени Роланд», полюбившаяся детворе своей необычайной самоуверенностью и нахальством. В связи с выходом пластинки Melody Maker на этой неделе помещает интервью с участниками группы, в котором вспоминается, что восемь лет назад группа манчестерских безработных назвалась по имени бланка UB40, который надо заполнять для получения пособия по безработице, и это немедленно сделало их членами своеобразного клуба, в который входит еще три миллиона англичан. С тех пор группа выпустила девять долгоиграющих и двадцать одиночных пластинок, большинство из них успешных; с деньгами поступили по-коллективному: создали пластиночную фирму и перешли на полное деловое самообслуживание. Коммерческий успех группы поставил ее, в идейном смысле, в двойственное положение: вчерашние представители безработного рабочего класса, ярые противники маргаретизма-тетчеризма, они в общественном смысле вскоре оставили свои социальные корни и незаметно превратились в среднюю буржуазию. Впрочем, из интервью следует, что ребят это не беспокоит, потому что политических убеждений ни у кого из них нет, ни за какую партию они не голосуют, а половина группы считает себя анархистами. Участники UB40 не особенно верят в силу общественных демонстраций, маршей и кампаний, они даже не приняли участие в июньском массовом концерте артистов против апартеида, уж кому-кому, а уж UB40 с их смешанным этническим составом, исполнителям вест-индской музыки реггей, полагалось бы там быть. На интервью ребята заявили, что апартеиду все равно скоро придет конец, что все это будет сделано силами самих южноафриканцев и более: если бы была возможность, они бы с удовольствием поехали бы в Южную Африку и выступили там – разумеется, для местного черного населения. «Начиная группу, – признались ребята, – мы были политически наивны, мы считали, что своими песнями мы можем что-то изменить, теперь мы знаем, что это не так». «Таким образом, – заключает Melody Maker, – UB40 страдают от сознания, что в политическом смысле песни протеста оказались занятием бесполезным». От себя добавлю, что люди слышат в песнях то, что они готовы воспринять, то, что созвучно их мыслям, и в этом смысле заключение Melody Maker дает нам определенную картину сегодняшней Англии. Хочу предложить вам песню под названием The Elevator («Лифт»), в которой многоэтажное здание – это метафора общества с его слоями-этажами от низшего к высшему. На первом этаже решается – кем ты будешь, на первом этаже голова полна мыслей, но сказать нечего, на втором – замешательство, на третьем – нерешительность, с третьего можно отправиться как вверх, так и вниз, на четвертом - ищут работу или живут на зарплату, на пятом становится понятно, что на нижних этажах не так уж весело, шестой этаж – дом, купленный в рассрочку, рубашка с галстуком и двухнедельный отпуск летом, седьмой этаж – служебная машина и частная школа, рабочий инструмент – авторучка, лифт едет вверх, на восьмом этаже – почет и уважение, на девятом – слава и богатство, на десятом – капиталовложения и недвижимость, одиннадцатый этаж – конец, квартира с садом на крыше, голова полна мыслей, но рот, как и на первом этаже, по-прежнему закрыт.

  Музыка UB40   The Elevator   LP Rat in the Kitchen

В предыдущих программах мы несколько раз упоминали группу Sigue Sigue Sputnik и готовившуюся к выпуску их первую долгоиграющую пластинку. Sigue Sigue Sputnik – явление музыкальное лишь постольку, поскольку ее участники играют на инструментах и поют, музыки при этом создается немного, ибо настоящий мир сигсигспутниковцев – это мир разноцветных комиксов, где нереальное действо полностью вытесняет мысль, вернее, мысль присутствует, но в ее непосредственном, детском выражении. В комиксах нет места умствованию, социальным обобщениям или поэтическим метафорам, герои их попадают в необычайные положения и совершают головокружительные трюки в сопровождении нарисованных звуковых эффектов: бам, трах, бумс, пинч, энч-тэнч-тэнч и т.д. Внешность участников Sigue Sigue Sputnik доведена до такой рок'н'ролльной крайности, что лишает обычной нормальной человеческой жизни и делает их героями еще не нарисованного комикса. На своем первом альбоме ребята предложили заполнить пустоты между песнями коммерческой рекламой. На предложение откликнулись, что позволило спутниковцам окупить стоимость пластинки еще до ее выхода. Впрочем, поскольку альбом выпущен фирмой Parlophone, некогда выпускавшей пластинки Beatles, а она, в свою очередь, является часть многомиллионной пластиночной империи EMI, такая самоокупаемость вряд ли имела серьезное значение. Тем не менее, как эксперимент, как идея, это по-своему интересно и кто знает, если пример окажется заразительным, то может статься, что на пластинке какого-нибудь ВИА в перерывах между песнями будет раздаваться реклама знаменитых барабанов фабрики города Энгельса. Я оставляю вас с электронно-разговорной композицией группы Sigue Sigue Sputnik под названием The Massive Retaliation («Массированный ответный удар»), перед которым вы услышите рекламу молодежного журнала ID, модной публикации, выросшей в послепанковом лондонском культурном полуподполье.

Мне же остается проститься с вами, дорогие друзья, до следующей недели и пожелать вам всего самого-самого лучшего. Счастливо вам, ребята!

  Музыка Sigue Sigue Sputnik   The Massive Retaliation   LP Flaunt It

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024