РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

2 мая 1986: Новые альбомы (Accept, Cocteau Twins, Culture Club, Pet Shop Boys)

Добрый вечер, друзья. Первомай у нас в этом году как-то не удался: весна запоздалая, холодновато, а тут еще по телевизору все время говорят о каком-то радиоактивном облаке с востока, которое уже накрыло Польшу, достигло Дании, Швеции и Норвегии и, того и гляди, пожалует в гости и к нам. Дело это, сами понимаете, нешуточное, волнуется население, трещат счетчики Гейгера, специалисты подсчитывают полученные дозы облучения. Но вот там, откуда это облако плывет, ненужного волнения вроде бы нет и треска счетчиков не слышно. Цветут тюльпаны, состязаются всесоюзные велогонщики, а в соседней Польше воздухоплаватели трех дружественных стран вздымают на воздушных шарах ввысь, в небо, поближе к опасным тучам. Поневоле вспоминаются слова Уинстона Черчилля, посетившего Москву в одну из суровых военных зим. Увидав, как во время лютого мороза люди ели на улице мороженое, британский премьер задумался: «Да, – сказал он, – этот народ непобедим!»

Наша сегодняшняя программа посвящена обзору новых долгоиграющих пластинок, но сначала – очередной выпуск рок-хроники:

3 мая исполняется 60 лет американскому певцу Джеймсу Брауну, королю ритма, блюза и фанка. Несмотря на пенсионный возраст артиста, в данном случае можно сказать, что годы своего взять никак не могут, потому что Джеймс Браун не только не уходит со сцены, но и продолжает выступать с могучим негритянским огоньком.

5 мая 1948 года – день рождения в Бирмингеме, в Англии, Билла Уорда, барабанщика и основателя группы Earth, впоследствие ставшей группой Black Sabbath.

5 мая 1959 года – день рождения Иэна Маккаллоха из группы Echo & The Bunnymen.

5 мая 1983 года, три года назад, телевизионная программа Top Of The Pops, передающаяся по четвергам, в 7 часов по лондонскому времени, отпраздновала свой тысячный выпуск.

 

8 мая – день рождения английского рок-певца Гарри Глиттера.

Из последних новостей:

Джулиан Леннон отменил свои гастроли по Великобритании, однако концерт в лондонском Королевском Альберт-Холле, намеченный на 12 мая, состоится. Представитель его пластиночной фирмы заявил журналистам, что гастрольная программа была отрепетирована, но что отмена гастролей состоялась по техническим причинам, так как Джулиан Леннон не может добиться нужного ему звучания радиоаппаратуры.

В Манчестере было объявлено о концерте группы Queen и группы Status Quo 16 июля. Билеты были пущены в продажу и быстро раскуплены, так что кое-кто в конце очереди остался не солоно хлебавши. Как пишет Melody Maker, четыре поклонника группы Status Quo в знак протеста сорвали с себя всю одежду и голыми побежали по улицам города.

В Лос-Анджелесе был организован благотворительный концерт в фонд борьбы с наркоманией, который организовывался под эгидой Нанси Рэйган – жены президента США. Английские тяжелые металлисты, группа Iron Maiden («Железная дева»), выразили согласие выступить на этом концерте. Нэнси Рейган эта мысль показалась неподходящей, между ней и организаторами вышли разногласия, жена президента отказалась покровительствовать мероприятию, и концерт был отменен. Позже выяснилось, что госпожа Рейган, в принципе, была права, потому что, если б наши тяжелые рокеры выступили в концерте, им пришлось бы выходить на сцену вслед за сладкоголосым Хулио Иглесиасом.

В каждом своем выпуске газета Melody Maker присуждает кому-нибудь титул идиота недели, на этот раз он достался участнику группы Cult Иэну Астбери. Во время одного из выступлений группы аппаратура была плохо отлажена, микрофоны заводились от динамиков и выли. Иэн, выскочив за кулисы, со всех сил с досады пнул ногой деревянный ящик, показавшийся ему тонким, легким и пустым. Ящик оказался толстым, тяжелым и наполненным железными штуками. Иэн Астбери взвыл от боли, запрыгал на одной ноге и на сцену больше выйти не смог. Его отвезли в больницу, где рентген показал, что нога в порядке. К тому времени в больницу начали прибывать разгоряченные зрители, требуя возврата Астбери на сцену, и нашему герою пришлось избегать с ними встречи.

И наконец, солист группы Culture Club («Клуб культуры») Бой Джордж (Мальчик Жора) решил, что по возрасту он уже не мальчик, и на следующей пластинке, скоро выходящей в свет, слово «мальчик» будет опущено, он станет просто Джорджем, Георгом или Жорой.

На этом мы выпуск рок-хроники заканчиваем, переходим к обзору новых альбомов.

Начнем мы с пластинки западногерманской группы Accept. Образно говоря, участники ее разменяли немецкий музыкальный пфеннинг на международную рок'н'ролльную валюту и, желая стать группой интернациональной, пишут и исполняют свой материал на международно-понятном английском языке. Новый альбом группы называется Russian Roulette («Русская рулетка»). «Русская рулетка» – это смертельная игра, современному русскому человеку незнакомая, отчасти, быть может, оттого, что ее нынче не на чем играть. Участники ее передают по кругу револьвер, заряженный лишь одной пулей, каждый по очереди не глядя раскручивает барабан, приставляет револьвер к виску и нажимает курок. При этом шанс получить пулю в лоб составляет одну шестую, чуть более 15 процентов. Понятно, что в такую игру играют лишь в исключительных обстоятельствах, зародилась она якобы среди отчаявшегося белого офицерства, отсюда и название. Уяснив для себя все вышесказанное, участники Accept решили оформить пластинку в стиле «натюрлих», то есть вырядились в русскую армейскую форму времен покоренья Кавказа и разыграли перед камерой небольшую сценку, в которой якобы русский офицер, певец Удо Диркшнайдер, предлагает другому офицеру, гитаристу Вольфу Хофману, никелированный револьвер «Смит и Вессон», явно приобретенный в Нью-Йорке по случаю. Вообще говоря, по убедительности изображение немцами русских на фотографиях или в кино может сравниться только с изображением русскими немцев. Впрочем, не будем проводить такие сравнения, так как победителей не судят. Несколько слов о группе: сформирована в 1977 году, выпустила четыре долгоиграющие пластинки, это пятая по счету. В музыкальном смысле следует по стопам другого известного тяжметовского немецкого коллектива, группы «Скорпионы» – они также поют о половом неравенстве, обрушивают на слушателей каскады гитарного мелконотья и высоковольтного барабанирования. Предлагаем вам послушать заглавную песню пластинки, она называется Russian Roulette («Русская рулетка»), речь в ней идет о насилии, смерти и военных играх, в которых люди отдают жизнь во имя исполнения служебного долга.

  Музыка Accept   Russian Roulette   LP Russian Roulette

Композиция Russian Roulette («Русская рулетка»), группа Accept. Наша следующая пластинка – совсем из другой оперы, это альбом под названием Victorialand («Земля Виктории») и группа The Cocteau Twins («Близнецы Кокто»). В группе три человека – певица Лиз Фрейзер и два ее приятеля-музыканта, никакие они, естественно, не близнецы, а название говорит, быть может, о том, что роднит их художественное наследие Кокто. Жан Кокто – французский поэт, либреттист, романист, актер, кинорежиссер и художник, родился на стыке веков, умер в 1963 году. Личность эксцентрическая, во многом непонятная. Кокто верил, что в поэтической вселенной все искусства связаны воедино и что вдохновением художника руководят невидимые сверхъестественные силы. Вот эта эфемерность, отрешенность и неуловимость присутствует в музыке Cocteau Twins – до такой степени, что газета Melody Maker, посвятившая группе в ноябре прошлого года большую статью, открыто в этом призналась. Вот что написал музкритик Стив Садерлэнд: «Стихи Лиз Фрейзер – это сочетание звуков, представляющее не бессмыслицы, но чувства, освобожденные от штампов. Когда она поет, мир движется и перед нами возникает нечто запредельное, освобожденное от истертого багажа языковой ностальгии. Лиз пользуется словами, но слова значения не имеют, их звуки оказывают воздействие, голос ее, какой-то необычайно одинокий, пронзает словесную шелуху. Невозможно разбирать музыку Cocteau Twins, для этого у нас просто нет критического инструмента: они не пытаются отделить себя от основного музыкального потока, не стараются оказаться в гордом одиночестве – просто методы, которыми мы пользуемся, чтобы перемолоть поп-музыку в пюре и сделать ее удобоваримой и понятной, в случае с Cocteau Twins не приводят никуда».

Нечто подобное же написал другой музкритик Melody Maker Тэд Мико в своем обзоре альбома Victorialand три недели назад: «Как время летит, летит снова и снова. Еще один альбом Cocteau Twins, еще один позолоченный верстовой столб, еще одна рецензия хвалебных од. Время идет, обходя неуловимых близнецов, работу которых нельзя назвать ни современной, ни устаревшей, но которая проходит через календарь, как сквозь сито. Близнецы снова между небом и землей, они играют в безлюдном месте, в роскоши неведомой страны под названием Victorialand. Перед лицом прекрасного летит время, когда умолкает музыка, начинают тикать часы и перед нами – кусочки прекрасного, вырванные из божественного рая». Если ко всему вышесказанному подойти по-производственному, по-земному, и посмотреть на все циничным глазом профессионала, то можно сказать, что необязательно музыка Cocteau Twins приводит критиков в восторг – просто ее эфирность и эфемерность, отсутствие резко выраженных границ дают возможность им показать свою художественную силу слова. Итак, послушаем саму пластинку, композицию, которая называется Throughout the Dark Months of April and May («Во время темных месяцев апреля и мая»).

  Музыка Cocteau Twins   Throughout the Dark Months of April and May   LP Victorialand

Throughout the Dark Months of April and May («Во время темных месяцев апреля и мая»), группа Cocteau Twins, пластинка под названием Victorialand. Мы уже как-то упоминали новую пластинку группы Culture Club («Клуб культуры») под названием From Luxury to Heartache («От роскоши к сердечной боли»). Одна из песен этого альбома, Move Away («Отодвинься»), была выпущена одиночной пластинкой, была умеренно популярной, и мы ее уже проигрывали. Однако альбом дает нам возможность взглянуть на творчество «Клуба культуры» на данном этапе в его полноте. Года полтора или два назад Бой Джордж (Мальчик Жора) был любимцем музыкальных журналистов: остроумный, безобидно-насмешливый женственный юноша в сногсшибательных одеждах и с голосом негритянской певицы. От него всегда можно было ожидать необычной выходки, западающего в память высказывания, в Жоре была свежесть, неуважение к авторитетам, обаяние, он был интересным человеком. Едва ли какая музыкальная газета или журнал обходились без его появления и, как естественная реакция на это, наступило некоторое пресыщение. Мальчик Жора благоразумно исчез, растворившись в бесконечности заграничных гастролей, и лишь изредка напоминал о себе в сообщениях скандальной хроники, когда после ссоры с его близким, я бы даже сказал, очень близким другом, барабанщиком группы Джоном Моссом, у Жоры был нервный срыв. Природа вообще мстит за всякие отклонения от нормы и некоторые газеты не без злорадства сообщали, что по утрам без грима мальчик Жора выглядит так, что краше в гроб кладут.

Но вот с обложки новой пластинки на нас глядит мальчик Жора с новой модной полудамской прической, напомаженный и нарумяненный во всей своей невянущей женственной красоте. Как уже упоминалось сегодня, повзрослевший Жора решил выпустить следующую сорокапятку без приставки «мальчик», и критик газеты New Musical Express, как бы заранее догадываясь об этом, писал в своей рецензии: «Мир Жоры более не ограничивается комнатой с игрушками, его окружает настоящая жизнь с опасностями, страхами и сомнениями. Джордж барахтается в тишине, покое и роскоши своего умственного убежища, изгоняя демонов и пытаясь отыскать какую-то правду – Джордж ищет веру в мире неверия. Окруженный одиноким эхом, он, как кажется, поет для одного ему известного существа, которое, в свою очередь только и знает, что бередит душу Жоры, но Жopa остается при этом без совета или утешения. Быть может, это – замаскированная автобиография? Название было бы подходящим – «От pocкoши к сердечной боли» (конец цитаты). Однако, столь проницательно описав сокровенные метания нашего героя, критик в конце концов выносит суровый приговор: «Три миллиона человек в мире купят эту пластинку и проиграют ее раз пять, не больше. К сентябрю о ней забудут – разве, быть может, покупатель все еще будет тянуться к ней где–нибудь на полке в Мадагаскаре. Жopa увлечется либо буддизмом, либо народной музыкой и в конце концов выпустит сольную пластинку, которую будут сравнивать с Элтоном Джоном. Мальчик Жора вырос, жалко его, беднягу».

Итак, давайте послушаем саму пластинку, композицию Reasons («Причины») в исполнении Джорджа и «Клуба культуры».

  Музыка Culture Club   Reasons   LP From Luxury to Heartache

Reasons («Причины»), группа Culture Club («Клуб культуры») с альбома From Luxury to Heartache («От роскоши к сердечной боли»). В заключение сегодняшней программы – первый альбом новой группы под названием Pet Shop Boys («Ребята из зоологического магазина»). Пару месяцев назад одиночная пластинка этой группы неожиданно поднялась на первое место национального списка, вписав ее в разряд выдающихся, по крайней мере, временно выдающихся. Pet Shop Boys – это дуэт. В группе два музыканта, исполняющих современный электронный поп. Пластинку выпустила фирма Parlophone – та самая, которая в свое время выпускала Beatles. Худрук фирмы, матерый профессионал лет двадцати шести, в недавнем телеинтервью с уверенностью заявил, что группа эта со временем будет очень популярна. Профессионалы такие прогнозы на ветер не бросают, я в этом прогнозе сумлеваюсь, но решил включить пластинку в программу с тем, чтоб потом вы не смогли меня ничем упрекнуть. Песней Two Divided by Zero («Два, деленное на ноль») мы и закончим. На прощанье хочу напомнить, что в воскресенье, 4 мая, по церковному календарю – Светлое Христово Воскресенье, праздник Пасхи. Православные всего мира отмечают восстание Христа из гроба и вознесение Его на небо. Христос Воскресе, дорогие друзья, Воистину Воскресе! Счастливо вам, ребята!

  Музыка Pet Shop Boys   Two Divided by Zero   LP Please

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024