РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

7 марта 1986: Paul McCartney and Wings - 3

Добрый вечер, друзья. Прежде всего хочу поздравить всех наших слушательниц с праздником Восьмого марта и пожелать им в этот день внимания, теплоты и хотя бы немного личного счастья. Впервые 8 марта праздновалось как нерабочий день ровно двадцать лет назад, в 1966 году, причем сделано это было, как говорилось в указе, «в ознаменование выдающих заслуг женщин... а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир». В этом году 8 марта приходится на субботу, и потому ни об укреплении дружбы между народами, ни о борьбе за мир говорить не приходиться, ибо такими вещами в выходной день никто не занимается. Есть, конечно, и противоположная точка зрения: что этим занимаются именно в выходные дни!

Сегодня мы вернемся к прерванному рассказу о творчестве Пола Маккартни, но сначала – очередной выпуск рок-хроники:

6 марта 1976 года, десять лет назад, Элтон Джон стал первой рок-знаменитостью со времен Beatles, удостоившейся восковой фигуры в лондонском музее Мадам Тюссо.

12 марта 1969 года, 17 лет назад, Пол Маккартни женился на Линде Истман, фотографе из Нью-Йорка. Регистрация состоялась в районном лондонском ЗАГСе.

14 марта 1971 года, 15 лет назад, группа Rolling Stones сыграла прощальный концерт в лондонском зале Roundhouse перед переездом во Францию, которую участники группы избрали для официального местожительства, скрываясь от высоких прогрессивных английских налогов.

Из последних событий:

21 марта на Камденском фестивале в Лондоне состоится показ нового музыкального фильма под названием Absolute Beginners («Абсолютные новички»). В фильме принимают участие многие известные британские исполнители, в том числе Дэвид Боуи. Молодой режиссер картины Джулиан Темпл стал известным в свое время после создания фильма The Great Rock 'n' Roll Swindle («Великое рок'н'ролльное надувательство»), в котором была запечатлена история Sex Pistols. В фильме «Абсолютные новички» воссоздается атмосфера музыкального Лондона пятидесятых годов.

Музыкальная печать сообщает об официальном распаде известного британского дуэта Wham! Певец Джордж Майкл расходится с гитаристом Эндрю Риджли. По сообщению участников, размолвки между ними нет никакой, просто они добились всего чего хотели и теперь желают идти каждый своей дорогой. Певец Джордж Майкл хочет выпускать сольные пластинки, а гитарист Эндрю Риджли получил предложение сниматься в Голливуде. Все это произойдет не сразу, потому что дуэт Wham! планирует записать две одиночных пластинки и выступить со своими концертами летом на стадионе Уэмбли. Тем временем на киноэкраны вскоре выйдет документальный фильм о триумфальных гастролях группы в Китайской Народной Республике прошлым летом. Газета Melody Maker в порядке сплетни сообщает, что отец Джорджа Майкла, грек по национальности, господин Джек Панайоту, разговорился на каком-то официальном приеме с мужем королевы Елизаветы Второй, герцогом Эдинбургским, тоже по происхождению греком, и что якобы в конце разговора отец рок-звезды вручил герцогу визитную карточку своего мясного ресторана, приглашая зайти на шашлык. Газета находит такой поворот темы забавным.

Итак, мы на этом рок-хронику заканчиваем, переходим к рассказу о Поле Маккартни.

Начнем там, где остановились на прошлой неделе - с выхода пластинки Venus And Mars («Венера и Марс»).

  Музыка Wings   Venus And Mars   

Venus And Mars («Венера и Марс»), песня с одноименной пластинки, вышедшей в мае 1975 года. Маккартни вспоминает, как на одном из приемов, посвященном выпуску альбома в Соединенных Штатах, какой-то гость подошел к супругам и полушутливо поздоровался:
«Привет, Венера, – сказал он, – здравствуй, Марс». – «Тьфу-ты, чёрт, – подумал Маккартни, – опять неправильно меня истолковали». «Когда я пишу песни, – сказал он в интервью, – это вовсе не значит, что я их пишу о себе, – но, подумав, добавил: – хотя специалисты по психоанализу говорят, что именно так оно и происходит».

Песня «Венера и Марс» на самом деле посвящена астрологии, вернее, непомерному увлечению ею. В иной кампании прежде, чем спросить, как тебя зовут, справятся, какой у тебя знак зодиака, под каким созвездием ты родился. Вопреки явной ненаучности астрологии она, в общем, определяет характер людей и их возможную совместимость на удивление точно. Практика же, как известно, критерий истины. И коль астрология дает ощутимый результат, отчего же не полюбопытствовать? «Подруга моя идет везде за звездами», – поет Маккартни в песне. И непонятно порой вдумчивому слушателю, что автор имеет в виду, ибо и за рок-звездами подруг идет немало. Характерной чертой пластинки были приемы, примененные в свое время Beatles на последнем альбоме Let It Be, а именно соединение нескольким музыкальных тем и мелодий в одну композицию.

  Музыка Wings   Listen to What the Man Said / Treat Her Gently / Lonely Old People   

Альбом Venus And Mars («Венера и Марс»), композиция из трех музыкальных тем, трех песен – Listen To What The Man Said / Treat Her Gently / Lonely Old People («Слушай, что тебе говорят / Ты с ней помягче / Одинокие старики»). По выпуску пластинки группа Wings стала расправлять крылышки для перелета в дальние страны. Группа готовилась к колоссальным, поистине эпическим гастролям. Поездка эта началась 9 сентября 1975 года в Великобритании и закончилась на родине на лондонском стадионе «Уэмбли» через 13 месяцев, то есть более чем через год, 21 октября следующего 1976 года. Десять стран посетили Wings, выступили перед двумя миллионами зрителей. Гастроли снимала группа операторов. И на основе этих материалов был впоследствии выпущен фильм Wings Over The World («Крылья над миром»). В поездку отправилось более 100 человек обслуживающего персонала. Здесь были звуко- и светооператоры, администраторы, специалисты по рекламе, гримеры, рабочие и так далее и тому подобное, и даже штатный настройщик рояля был. Костюмерша Памела Китс вспоминала впоследствии, что в Великобритании у нее с костюмами не было проблем – всё что угодно можно было получить из химчистки через два часа. Но, скажем, в Америке, казалось бы, стране технического прогресса, срочных химчисток ей не попадалось. Вспомнила она, как у барабанщика Джо Инглиша на одном из концертов, извините за выражение, лопнули по шву брУки и пришлось зашивать их прямо без отрыва от производства. По ее словам, за целый год гастролей пропала лишь одна вещь – поклонники Пола Маккартни ухитрились стянуть из костюмерной его штаны на сувениры.

  Музыка Wings   Hi Hi Hi   

Hi Hi Hi, песня с пластинки Wings Over America («Крылья над Америкой»), с концертной пластинки. Помимо чисто музыкальной подготовки к этим гастролям и тщательных репетиций огромной программы существовала и проблема техническая – усиление звука. «Эк, куда хватил, – скажет в этом месте человек понимающий, – усиление звука. Проблема. Да у них там усилителей каких хочешь. Пошел да купил или напрокат взял». Ну что ж, абсолютно верно. Только захотел Маккартни систему небывалую, дотоле человечеством не слыханную и не виданную. Речь шла даже не об озвучивании зала, а об озвучивании самой сцены. Когда-то, в прошлом веке певцы и оркестр состязались в громкости. Потом придумали микрофон, и надрываться певцам стало необязательно. Но с появлением рок-групп певцы опять перестали себя слышать. И вот появилось новое понятие - монитор или фолдбэк (по-русски «подзвучка сцены»). В громкоговорителе подзвучки исполнитель слышит не только то, что он сам поет или играет, но и то, что поют и играют другие. Слышит соотношение инструментов и голосов в ансамбле, следит, как говорят, за балансом. Росли и крепли усилители, за ними следом тянулись и подзвучки. Маккартни поставил перед радистами задачу: звук на сцене должен быть мощным, чтоб всем было хорошо слышно, и чистым как в студии. Самая мощная система подзвучки, имевшаяся тогда на свете, была около тысячи ватт. Ну, для примера можно отметить, что в свое время мощность звукового усилителя для кинопередвижки УМ-50 составляла полсотни ватт, и этого вполне хватало для озвучки клубных залов. Но тысячеваттная подзвучка требованиям уже не удовлетворяла. Звук получался разбросанным. Компактности и студийного звучания на больших сценах добиться не удавалось.

Тогда Маккартни связался с фирмой «Шоуко» в городе Даллас, штат Техас, и попросил сконструировать систему по его спецификации. Техассцы не подкачали. Была создана система в 15 000 ватт, динамики которой не расставлялись по сцене, как обычно, а подвешивались на тросах к колосникам или к крыше здания. Вес всей системы получился около 100 тонн. Поэтому рабочим сцены приходилось вести на местах сварку стальных конструкций, монтаж, усиливать и укреплять несущие фермы и так далее. Такое, понятно, враз не сделаешь. Поэтому решили использовать не одну, а две установки и не одну, а две монтажных бригады. Скажем, группа выступает в Денвере (штат Колорадо), а вторая автоколонна американских КАМАЗов уже мчит музыкальные шкафы за 2000 верст в Сиэтл. Кстати, во время перегона через суровый перевал в горах Роки-Маунтинс один грузовик таки сломался и как уж фирма выкрутилась – не знаю. Но только концерт начали минута в минуту. Говорят, у этой компании был свой лозунг: «Невозможное мы делаем сразу. Но, если вы хотите чуда, то вам придется немного подождать».

  Музыка Wings   Beware My Love   

Beware My Love, запись с концертной пластинки Wings Over America. При такой колоссальной сложности аппаратуры выверка звука перед концертом занимает иногда несколько часов. Музыкантов обычно вызывали на проверку звука часам к 3 дня и до окончания концерта выйти было уже на улицу невозможно. Так и жили. Еду и питье приносили за кулисы. Там же были разные игры и развлечения. После концерта самолет в следующий город. И так неделя за неделей, месяц за месяцем. Маккартни гастролировал со всей семьей и в гостиницах не жил. Ему было устроено три базы, три жилых дома в различных частях континента. И после концерта он обычно вылетал в ближайшее место спецрейсом, а назавтра прилетал со всеми домочадцами на место концерта. Такие гастроли – это, условно говоря, не с бригадой Читинской филармонии ездить, но тоже не сладко (все же больше года в отрыве от родного дома). Но тут помогла крепкая интернациональная закалка ребят. По окончании гастролей – снова работа над новым материалом и записи в студии.

Этот состав Wings, пятый по счету, просуществовал с февраля 1975 по ноябрь 1977 года. За это время было выпущено 10 одиночных пластинок и четыре альбома – Venus And Mars, Wings At The Speed Of Sound («Крылья со скоростью звука»), Wings Over America («Крылья над Америкой») и, наконец, пластинка London Town, выпущенная в апреле 1978 года. Кроме того, в конце 1978-го вышла сборная пластинка Wings Greatest («Лучшие песни Wings»). На обложку этой пластинки супруги Маккартни захотели поместить приглянувшуюся им статуэтку в стиле ар-нуво начала этого века: романтическая дева раскинула руки как крылья, накидка свисает богатыми фалдами. «Хорошо бы, – сказал тогда один из оформителей, – сфотографировать ее на фоне девственно белого снега и синего неба». А где возьмешь в Лондоне девственный снег, да еще весной? Его и зимой-то нет. Решили, недолго думая, снарядить экспедицию в Швейцарию на году Маттехорн. И там, поднявшись над альпийскими лугами туда, где уже не цветут эдельвейсы, где не катаются на прокатных лыжах вездесущие туристы, там вот и сфотографировали эту вот статуэтку, водрузив ее в девственный сугроб. Скажете – накладно? Может быть. Но картинка зато получилась что надо, и главное – никакой подделки. О последнем периоде творчества Маккартни вплоть до наших дней мы расскажем на следующей неделе, а пока наше время истекло и иссякло. Я прощаюсь с вами, как у нас выражаются, до встречи в кефире. Счастливо вам, ребята.

  Музыка Wings   With A Little Luck   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024