Добрый вечер, друзья. Сегодняшняя программа посвящена списку одиночных пластинок, но прежде чем мы пройдемся по списку честным, заскорузлым пальцем - немного сообщений из рубрики "Их быт, их нравы".
Знатный рок-металлург, мастер шестиструнного проката и волочения, гитарист Оззи Осборн, выпустивший недавно альбом "Diary Of A Madman" ("Дневник сумасшедшего") гастролирует сейчас по Соединенным Штатам. На позапрошлой неделе, во время концерта в городе Де Мойн, штат Айова кто-то бросил на сцену летучую мышь. Бросил - неспроста: летучая мышь - это непременный атрибут фильмов о вампирах, упырях и вурдалаках и тема эта очень близка творчеству Оззи Осборна, одна из его известных песен называется "Bat Out Of Hell" ("Летучая мышь из преисподней"). Короче - в самый разгар концерта, когда помещение ходило ходуном, как при землетрясении - кто-то бросил на сцену живую летучую мышь. Оззи Осборн, недолго думая, схватил ее, откусил ей голову и швырнул обратно в зал. Поступок лихой, как говорится "все пропьем, но флот не опозорим", но наш Оззи не знал или забыл, что летучая мышь - переносчик столбняка. Когда он ей голову отгрызал, она вполне могла его укусить, внести в несокрушимый организм злую инфекцию. После концерта работники местной санэпидстанции вставили Оззи куда надо огромный шприц и закачали в него, как пишет "Melody Maker", "семь тонн противостолбнячной сыворотки". На концерте в городе Шампэйн, штат Иллинойс несколько дней спустя Оззи упал без сознания, но вскоре оклемался и на следующий день снова выступал. "Друзья, не грызите летучих мышей живьем, - заключает газета - это не полезно для здоровья!"
"Dead Ringer For Love" - так называется песня в исполнении группы Мит Лоуф /Мясной Рулет/, которая поднялась - на этой неделе до 9 места.
Meat Loaf : "Dead Ringer For Love"
Английский певец Гари Ньюман в позапрошлом году что-то захандрил и объявил в газетах, что он музыку бросает. На трудовые сбережения он купил себе двухмоторный самолет, отучился положенное число часов, получил права и со своим инструктором отправился в кругосветный полет. Немало приключений случилось на пути: самолет ломался три или четыре раза, причем один раз - над военной базой в Индии. Вынужденная посадка оказалась посадкой в полном смысле слова - путешественников посадили в кутузку и долго допытывались, на какую разведку они работают. Теперь Ньюман благополучно вернулся домой, отдохнул, подумал и теперь заявил, что он возвращается в музыку. Новый альбом уже наполовину записан и после его выхода в свет Ньюман отправится в мировые гастроли. "На этот раз гастроли будут более скромными - в смысле оформления, потому что на двух предыдущих турне я потерял три четверти миллиона долларов". Ньюмана спросили - не было ли его заявление об уходе из музыки рекламным трюком. "Если это и был рекламный трюк, - ответил он, - то чрезвычайно глупый. Этим я себе колоссально навредил, и теперь мне придется долго и упорно работать, чтобы исправить положение".
Но - вернемся к списку: на десятом мест группа "XTC" или, по-русски - "Ха Тэ Эс" - с песней "Senses Working Overtime" ("Чувства работают сверхурочно").
"XTC" : "Senses Working Overtime"
Правительство Ямайки посмертно признало заслуги Боба Марли, выпустив государственную серию марок с его портретом. Марли, таким образом, причислен к пантеону великих, неутомимых и прогрессивных. Впрочем, он таким и был,- только качеств этих за ним поначалу не признавали: полиция считала его антиобщественным элементом и все пыталась подловить на курении конопли индийской, а обыватели со страхом косились на его копну черных косичек - дредлокс. Попадись он с такой причесочкой молодцам из народной дружины - быстро научили бы его полубокс любить. Но, к счастью, жизнь Марли проходила безо всяких ценных указаний сверху и - кто знает? - быть может , потому он и смог стать тем, кем он был. Кстати вдова Марли, Рита, приняла участие в создании эскизов почтовых марок.
Следующая на очереди - песня "Oh Julie" ("О Джулия") в исполнении артиста-рок-н-ролиста Шэйкин Стивенса - седьмое место списка за неделю:
Shakin' Stevens : "Oh Julie"
Газета "Melody Maker" сообщает, что английский писатель Майкл Стивенс выпускает книгу под названием "АЛКОГОЛЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА". По словам автора эта книга - серьезное исследование положительного воздействия спиртного на творческое мышление. Не знаю, использовал ли Стивенс заграничный опыт страны, которая до революции была самой пьющей страной в мире. Кстати, сейчас там, по статистике, пьют в три раза больше - и ведь действительно, народное творчество бьет там неиссякаемым потоком!
Но вернемся к списку: на шестом месте на этой неделе группа "Tight Fit" с песней "The Lion Sleeps Tonight" ("Сегодня вечером лев спит"). Слушайте эту песенку джунглевого охотника.
"Tight Fit" : "The Lion Sleeps Tonight"
На прошлой и на позапрошлой неделе на первом месте списка была немецкая группа с жестоким названием "Kraftwerk", что по-немецки значит всего-навсего "мастерская". Выступления "Kraftwerk" напоминают работу ивановской ткачихи-многостаночницы в дни самой страшной штурмовщины: у каждого участника этого музыкального квартета на попечении - с добрый десяток различных синтезаторов, компьютеров и чего-то такого, что без высшего специального образования и понять невозможно. Участники "Kraftwerk" - инженеры-электронщики, что в известной мере определяет их манеру выступлений. Любимый трюк "Kraftwerk": начинается концерт, открывается занавес, на сцене в приглушенном свете четверо участников. Лица суровые, неподвижные, даже пожалуй, слишком неподвижные, слишком суровые. Все становится понятным через 15 минут, когда на аплодисменты на сцену выбегают все четверо участников, и на сцене 8 человек - 4 музыканта и 4 механических куклы в натуральную величину, которые выполнены так реалистично, что зритель ближе пятого ряда ничего заподозрить не мог. Этот сценический прием используется, конечно, с умыслом: "Kraftwerk" исполняет электронную, как бы абстрагированную от человека музыку, запрограммированную в мозгу компьютера. Это своего рода самопародия, потому что под прикрытием электронно-вычислительной маски в груди у "Kraftwerk" бьются добрые немецкие сердца. Мы как-то проигрывали их песню "I'm An Operator Of My Pocket Calculator", которую я, помнится, перевел как "Я есть оператор мой карманный калькулятор". Песня, которую мы проиграем вам сегодня, называется "Model" (Манекенщица"), в которой герой песни бесстрастным голосом повествует о снедающем его чувстве к якобы недоступной манекенщице.
"Kraftwerk" : "The Model"
В своих письмах вы иногда просите меня рассказать о группах новой волны и играть их музыку, что я делаю, в общем, не так часто. С моей стороны было бы нескромным даже где-то самонадеянным заявлять, будто я точно знаю, что понравится в одной шестой части земного шара, а что нет. Такое брать на себя никак нельзя. Но что поделать, если я точно знаю, что понравится, а что нет? Если вы мне не верите, вот вам пример. Группа новой волны под длинным названием "Orchestral Manoeuvres In The Dark" ("Оркестровые маневры в темноте"), которую все называют только ее инициалами "OMTD" вышла на этой неделе на четвертое место в списке с песней "Maid Of Orleans" ("Орлеанская дева"). Четвертое место - это, товарищи, серьезно, это значит что тысяч пятьдесят человек каждую неделю покупают пластинку "Оркестровых маневров в темноте", это значит, что новая волна докатилась и накрыла собой большую часть слушающей молодежи. Итак, волна явно есть - но насколько она новая? Слушайте сами.
"Orchestral Manoeuvres In The Dark" : "Maid Of Orleans"
Группу "Stranglers" ("Душители"), поднявшуюся на волне панк-рока, свирепствовавшего в 1977 году, всегда было принято считать анархистами рока, разрушителями музыкальной формы и содержания. И вдруг, ко всеобщему вящему удивлению, "Stranglers" выпустили абсолютно классическую по форме и настроению песню "Golden Brown" ("Золотисто-желтый"), или, как мечтательно перевел это на украинский один из сотрудников - "Жовто-блакитный". Она поднялась до второго места в списке.
"Stranglers" : "Golden Brown"
И, наконец, на первом месте списка недели - группа "Jam", которую вы может быть помните по обзору анкеты газеты "New Musical Express". "Jam" завоевала в анкете только шесть первых мест в различных категориях, а певец и гитарист группы Пол Уэллер был признан не только лучшим гитаристом, лучшим автором песен, вторым лучшим певцом после Дэвида Боуи - но и самым замечательным человеком года. Для меня, честно говоря, такой успех "Jam" всегда был загадкой и я всегда несколько недоумевал - как это английская публика выделила эту группу из тысяч других, вроде бы ничем не хуже. Но вот - поди ж ты. Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что их последняя песня, вот уже вторую неделю возглавляющая британский список написана по рецепту лучших - простые, но емкие слова, незамысловатая, но энергичная и запоминающаяся мелодия, и сам образ, передаваемый песней - "The Town Called Malice" ("Город по имени Злодейство"). Наша программа на будущей неделе будет посвящена вашим письмам и заявкам, я прощаюсь с вами, оставляю вас, как говорят итальянцы, с нумеро уно. Счастливо, ребята!
"Jam" : "Town Called Malice"