БИБИСЕВА

16.07.2015



 Осторожно, люди!

Когда я приехал в Лондон из СССР, то все ходил и прикидывал – а случись тут пролетарская революция – где проводить военный парад и демонстрацию?

Пришел к выводу, что Лондон для победившего социализма – место неподходящее. Чисто архитектурно.

Единственное место – Трафальгарская площадь. Но там ни танкам, ни стратегическим ракетам развернуться негде, да и место вождя в мавзолее уже занято.

Вернее, это не мавзолей, а колонна, на которой стоит шестиметровый Горацио Нельсон, герой битвы при Трафальгаре, где он и погиб, подстреленный французским снайпером.

Было это 210 лет назад, событие для Британии немаловажное. Документальные фильмы, книги, статьи. Выясняется немало интересного.

Например, что неприятелю целиться в Нельсона было несложно. Вся команда по приказу до пояса раздета, чтобы когда ранят, рубаху не рвать. А Нельсон открыто разгуливает по мостику под градом ядер и пуль, одетый в адмиральскую форму с яркой лентой, а на груди сверкают на солнце все его ордена.

На голове треуголка, на ногах белые шелковые чулки с лаковыми башмачками. Издалека видно, кого надо брать на мушку.

Когда корабли сошлись, то стреляли в него даже и не издалека, а всего метров с пятнадцати. Патриоты говорят – что это беззаветная храбрость. Злопыхатели – что это павлинья поза.

И у тех и у других есть основания. Материала много. Одних биографий Нельсона написано около тысячи трехсот, причем первая такая биография вышла еще в 1801 году.

Мы знаем, например, что сэр Джон Мур, который встречался с Нельсоном в Италии вскоре после битвы на Ниле, просто не мог поверить своим глазам.

«Передо мной, — писал он, — предстал какой-то жалкий опереточный персонаж, весь покрытый звездами, лентами и медалями».

К этому образу человека тщеславного, неумного, нахального и жестокого можно добавить бытовую аморалку.

Супругу свою наш герой оставил самым бессердечным образом, когда влюбился в Эмму, леди Гамильтон. Он начал с ней роман прямо на борту парусника, невзирая на присутствие тут же ее супруга. От этой связи потом родилась дочь.

С точки зрения патриотов, Нельсон вел себя как настоящий герой. В личной жизни или в битве с ненавистными французами он шел напролом, нимало не заботясь о картечи, которая свистела у него над головой.

Нельсон любил жизнь, но был готов к красивой смерти во славу Отечества.

Честь мундира. Звезды, ленты, медали. Не промахнешься.

Лет сто спустя после Трафальгарской битвы началась эволюция военной одежды, появилась защитная форма, которую в кустах или в траве не видно.

Спустя еще столетие, для особых операций лица начали прятать под маской, а воинскую доблесть стали показывать перед безоружными чиновниками в городских офисах неугодных компаний, где защитная форма никакого камуфляжа не дает, а наоборот, как бы подчеркивает — мы к вам пришли из леса, туда и вернемся, никем не узнанные.

Другая картинка. В глубинах Техаса, на военной базе, у телемонитора сидит оператор беспилотника.

Он одет в камуфляж, хотя непонятно — для чего.

Оператор наводит перекресток прицела и нажимает гашетку, посылая дистанционную ракету.

На экране взрыв, враг уничтожен.

Оператор улыбается, откидывается в удобном кресле и открывает банку кока-колы.

Мысль понятна — понятия о воинской чести за два века сильно изменились.

Ясно, что к лентам и звездам в бою возврату нет.

Фигура Нельсона на высокой колонне сегодня, как никогда, говорит нам о чем-то утраченном навсегда.
 

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024