РОК-ПОСЕВЫ

5 ноября 1993: The Beatles - 14

Добрый вечер, друзья. Если выражаться по-арабски, цифрами, то в нашем сериале сегодняшняя передача называется "четырнадцать". "Почему по-арабски?" - спросите вы. Да потому что можно еще по-римски, тоже цифрами, выразиться. И тогда она будет ХА, ПАЛКА, ПТИЧКА. А еще можно попробовать двоичным кодом, только лучше, наверное, не надо. Все это я к тому, что четырнадцатый кирпич закладываем мы в сияющее здание битлологической науки, кирпич железобетонных фактов, скрепленный моим словесным раствором. Но вот пока я замешиваю его бибисейским радиомастерком, сядем в кресле поудобней, прикроем глаза, да вспомним - что же было на этой неделе в истории рока.

6 ноября. 20 лет назад, в 1973 году, тело покойного Грэма Парсонса, гитариста, было украдено из могилы и предано кремации в национальном заповеднике "The Joshua Tree", в калифорнийской пустыне. Сделал это по завещанию самого Парсонса его друг и менеджер Фил Кауфман, за что он и был потом оштрафован на 300 долларов.

7 ноября. В этот день в Канаде, в городе Альберта, в 1943 году родилась Джони Митчелл, урожденная Роберта Джоан Андерсон, певица, гитаристка и сочинительница.

8 ноября. 25 лет назад Джон и Синтия Леннон были официально разведены по суду.

8 ноября 1946 года в Бирмингеме родился Рой Вуд, певец, сочинитель, мультиинструменталист, участник "Electric Light Orchestra" ("Оркестр электрического света").

9 ноября - событие по теме, первая встреча Брайена Эпштейна с "Beatles" в клубе "Каверна".

Еще одно событие по теме - 9 ноября 1966 года Джон Леннон познакомился с Йоко Оно на ее выставке "Незаконченные картины и предметы" в лондонской галерее "Индика". И, наконец,

9 ноября 1941 года в Беркли родился Том Фогерти, гитарист и основатель вместе со своим братом Джоном группы "Creedence Clearwater Revival".

10 ноября. В 1948 году в Бормуте родился Грэг Лейк, гитарист, певец, один из основателей "King Crimson", затем участник "Emerson, Lake & Palmer".

10 ноября 1944 года в городе Амершам в Англии родился Тим Райс, поэт и либреттист, соавтор вместе с Эндрю Ллойд Вебером мюзиклов "Иисус Христос сверхзвезда", "Эвита" и других.

11 ноября. В 1968 году, 25 лет назад, Джон Леннон и Йоко Оно выпустили пластинку "Two Virgins" ("Две невинности"), сфотографировавшись на обложке обнаженными.

12 ноября - в канадском городе Торонто в 1945 году родился Нил Янг, неустанно гастролирующий и поныне. Гитарист, певец, сочинитель, основатель "Buffalo Springfield", участник знаменитого квартета "Crosby, Stills, Nash & Young".

Из последних новостей. "New Musical Express" сообщает, что Боб Марли посмертно причислен к 'Пантеону рок-н-ролльной славы', он займет место в славном ряду: Джон Леннон, "Grateful Dead", Элтон Джон, Род Стюарт.

Мертвым слава, а живущим - слава и деньги. Музгазеты пишут, что у англичанина Моррисси в будущем году истекает пластиночный контракт, и что несколько фирм грамзаписи вступят в капиталистическое соревнование. Специалисты полагают, что аванс может достигнуть отметки в 25 миллионов долларов. Вот вам и - независимый, вот вам и индя!

Другое дело, скажем - какие-нибудь американские металлисты, их успеху можно и не удивляться. "Melody Maker" пишет, что новый альбом группы "Pearl Jam" после первой же недели в Америке продался почти миллионным тиражом. Вернее, не так. Поначалу пластинка вышла на виниле и продалось всего 12 с половиной тысяч штук, сразу после этого появился компакт-диск, так сразу же - другое дело! 950 тысяч экземпляров расхватали за несколько дней.

В смысле новых пластинок и их продажи тут вот что надо учесть. Со следующей недели, или даже с этой начинается предрождественская лихорадка: всем друзьям, подругам родителям, детям, внукам, бабушкам - надо делать подарки, кто тратить заначенное, кто покупает в кредит, но торговля идет бойко. И конечно ни одна пластиночная фирма не хочет пропустить такой праздник урожая. Вот все и подгадывают под него. Примеры: "Depeche Mode" выпускают концертный альбом и видео, сделанные во время недавних всемирных гастролей. Пластинка выйдет в начале декабря. Боб Дилан выпускает альбом традиционных фолк-песен под названием "World Gone Wrong" ("Мир, зашедший в тупик"). Брайен Ино выпускает коробку с тремя компакт-дисками. Кроме того, на этой неделе Дэвид Боуи выпустил альбом с подборкой своих тридцати семи сорокапяток, и у Кейт Буш вышла долгожданная пластинка под названием "The Red Shoes" ("Красные туфли"). Но, конечно, по рождественской подготовке всех забила "Metallica". 22 ноября на фирме "Фонограм" выходит их коробка компакт-дисков. Вернее даже и не коробка, а чемодан, да и чемодан не простой, а из алюминиевого железа, вроде того в каких гастрольные музыканты возят аппаратуру и инструменты. Вот в таком миниатюрном чемоданчике будет упаковано две концертных видеоленты, каждая по три часа длиной, три компакт-диска, книга на 72 страницы и трафарет знаменитого 'металликовского' торгового знака - черепа. Будет изготовлено только 10 тысяч комплектов, в продажу они выйдут по цене в 75 фунтов, где-то около 115 долларов.

Вот такие у нас новости, а теперь обратимся в Москву и подключим нашего корреспондента Алексея Татищева.

Репортаж А.Татищева

На этом рок-хронику закончим и вернемся к нашему битлологическому сериалу. Продолжим там, где прервали на прошлой неделе.

The Beatles : "Please Mr Postman"

"Please Mr Postman" - "Пожалуйста, господин почтальон", песня композитора Холланда, которая стала известной в Штатах в записи американского девичьего ансамбля "The Marvelettes". Это подводит нас к теме влияния американской музыки на английский рок-н-ролл вообще и "Beatles" в частности. На днях вот звонили из Москвы - осветите, говорят, влияние Роя Орбисона. Влияние - штука тонкая и незаметная. Не так, чтобы кто-нибудь пришел - сидит, влияет. И в семье бывает - воспитывали человека на положительных идеалах, а он получился отпетым подлецом. Опять это влияние, которое неизвестно откуда и берется. Одно ясно - чтобы под влияние чье-то попасть надо либо с самим человеком, либо с его делом, - в нашем случае с творчеством - быть знакомым. Вопрос о влиянии Орбисона поднимается, как теперь говорят, вполне легитимно, известно, что первая успешная песня "Beatles", "Please Please Me" была написана как пародия на орбисоновский стиль. И вот, в хрониках "Beatles" мы находим, что в мае 1963-го во время своих третьих гастролей они работали с Орбисоном в одном концерте, причем, что любопытно выступали ПОСЛЕ него. Это по правилам сцены значит, что в концерте они были главнее, на афишах правда печатались одинаковыми буквами. Ринго Старр вспоминает, что выступать после Орбисона было нелегко - ведь он был тогда в зените известности, публика принимала его на ура, не отпускала и выходить на сцену после Орбисона каждый раз было страшно. Четверка "Beatles", кутаясь в кулисы в ожидании момента выхода, нервно шутили: "А знаешь, кто сейчас выйдет на сцену? У-у-у!" Несмотря на такие приколы над собой "Beatles" на языке эстрады "закрывали концерт по-настоящему". Орбисон был американцем, влияние американской музыки на "Beatles" несомненно. Примером этого может быть следующая песня под названием "Roll Over Beethoven" ("Поворачивайся, Бетховен"), песня Чака Берри, в которой запевает Джордж Харрисон. Это - один из любимых номеров "Beatles" времен "Каверны" и "Стар Клуба" в Гамбурге, ее часто просили исполнить на заказ.

The Beatles : "Roll Over Beethoven"

В течение 1963 года "Beatles" много гастролировали по Англии, но Брайан Эпштейн бросал мечтательные взоры в сторону Соединенных Штатов. "Оставь! - говорили ему опытные волки, друзья акул шоу-бизнеса, - Америка замкнута сама на себя и никому еще из Англии по-настоящему успеха там добиться не удалось. Будь доволен тем, что дома дела идут хорошо." Тем временем, фирма "EMI", которая буквально не поспевала печатать диски "Beatles" - так быстро их раскупали - приобрела контрольный пакет акций в компании "Capitol Records" в Америке. Это открывало возможность разговора с директорами "Capitol". Но - контрольный пакет вовсе не означал, что этим директорам можно было что-то навязывать со стороны. ТРИ РАЗА записи "Beatles" выставлялись на худсовет "Capitol", и три раза он их отвергал. Наконец, в начале ноября 1963-го Брайану удалось самолично встретиться с директорами и покорить их фирменным английским обаянием. Дело конечно не только в обаянии - за Брайаном к тому времени стояла внушительная статистика успеха. Новая сорокапятка, "I Want To Hold Your Hand" продалась миллионным тиражом в Англии еще ДО ВЫХОДА НА ПРИЛАВКИ - только через предварительные заказы. Никогда ничего подобного в стране не происходило. Да и предыдущая одиночная пластинка, "She Loves You" ("Она тебя любит") еще до своего выхода в свет 23 августа продалась тиражом в полмиллиона и тоже по предварительным заказам. Любопытно, что, несмотря на такой явный успех, пресса фактически игнорировала "Beatles", не желая замечать провинциальный Ливерпуль. Так продолжалось до 31 октября, когда ребята возвращались домой после коротких гастролей в Швеции. Журналисты и фоторепортеры впервые увидели массовое проявление "битломании": девичьи истерики, визги и вопли, отчаянные атаки полицейских кордонов, обмороки от избытка чувств и прочее. А тут еще спустя несколько дней было выступление перед членами королевской семьи и ленноновская шутка насчет громыхания драгоценностями, которая как морской вал прокатилась по страницам всех газет. К ноябрю волны докатились и до Америки. 16 ноября три крупные американские телекомпании установили свои камеры на концерте "Beatles" в театре "Winter Gardens" ("Зимний сад"), в городе Бормут. Все эти события не могли естественно оставить упрямых директоров "Capitol" безразличными. А сейчас следующая песня с пластинки "With The Beatles" она называется "Hold Me Tight" ("Держи меня крепко"). Запевает ней Пол Маккартни - и по первому правилу Буравчика он ее, стало быть, и написал. От песни веет чистой, незамутненной культурой американского рок-н-ролла в стиле Литтл Ричарда.

The Beatles : "Hold Me Tight"

В короткий период, когда фирма "Capitol" отказывала "Beatles" три раза, Брайан Эпштейн и Джордж Мартин отдавали записи "Beatles" в лицензию разным другим американским фирмам. Но, наконец, "Capitol" - гигант индустрии сподобился. Коммерческий отдел фирмы издал внутренний меморандум, датированный 23 декабря 1963 года, в котором подробно давалась рыночная стратегия по рекламе и продвижению. Здесь были указания - какие публикации использовать, как распространять тысячи 'битловских' значков и специальных таблоидных газет, как расклеивать плакаты с лозунгом 'THE BEATLES ARE COMING' ('НАСТУПАЮТ - или - ПРИЕЗЖАЮТ "БИТЛЗ"!') "Мы хотим, - говорилось в меморандуме, - чтобы коммерческий персонал наклеивал эти плакаты где только можно". Творчество "Capitol" на этом не ограничилось. "Управляющие районных отделов, - говорилось в приказе, - получат от нас груз париков "Beatles". По их прибытию все работники отделов сбыта должны носить их в течение всего рабочего дня. Это поможет кроме всего прочего определить сотрудников с чувством юмора. Предлагайте эти парики диск-жокеям и владельцам музыкальных магазинов. Эти парики создадут волну интереса и моду на прически "Beatles"." Конец цитаты. Каким бы нелепым нам сегодня это ни казалось, но стратегия "Capitol" сработала. Еще до отъезда "Beatles" в Соединенные Штаты они узнали, что сорокапятка "I Want To Hold Your Hand" поднялась в Америке на заветное первое место. К первой неделе апреля 1964 года, когда "Beatles" дали в Штатах еще только три концерта и три телевизионных выступления в шоу Эда Салливана, они занимали два первых места в списке альбомов и невероятных пять первых мест в американском хит-параде. Следующая песня, написанная композитором Робинсоном, которая называется "You Really Got A Hold On Me" ("Ты меня держишь в руках") - это одна из последних песен неавторского происхождения. Ее впервые записала американская группа "The Miracles", запевает в ней Джон Леннон. Эта песня как раз и есть иллюстрация к тому самому американскому влиянию, о котором мы говорили. В конце 50-х и начале 60-х американская музыка соул в Англии была по существу неизвестна и мало кто знал о "Miracles" или Смоки Робинсоне, пока "Beatles" и другие ливерпульские группы, записывая свои версии классики соул, не познакомили с ними широкую британскую публику.

The Beatles : "You Really Got A Hold On Me"

Но вернемся к событиям 7 февраля 1964 года, когда "Beatles" прибыли в Нью-Йорк, в аэропорт Кеннеди. Естественно нервничали: "Как нас примут, что Америка ждет от нас?" Но еще из окон "Боинга 707" видна стала знакомая картина: тысячи фанатичных поклонников "Beatles", заполнивших пространство аэропорта. Злопыхатели, правда, говорили потом, что половина этой толпы была нанята за деньги, и "Beatles", естественно, это отрицали, однако слухи такие были, и я вас об этом уведомляю. Слухи эти, скорее всего, надуманные, потому что ребята были помещены в "Отель Плаза", где находились буквально под домашним арестом - выходить из комнат было опасно, а на улицу - смертельно. Америка, эта новая родина-мать нежно прижала четырех ливерпульцев со смешными прическами под горшок к своей обширной любвеобильной груди.

И вот на этом мы простимся с нашими героями месяца на полтора - есть у нас текущие дела, но обещаю - сериала мы этого не оставим! Итак, до будущей недели, всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

The Beatles : "I Wanna Be Your Man"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015