РОК-ПОСЕВЫ

22 октября 1993: The Beatles - 12

Добрый вечер, друзья. Лет этак тридцать назад Никита Сергеевич Хрущев, устремляя взор в светлое будущее, сделал, всенародно, пророческое заявление. "Настанет день, - сказал он, - когда у каждого советского человека будет по костюму, а может даже и не по одному". Пророчество, в общем можно сказать, сбылось, за исключением разве того, что советских людей больше нет, да и костюмы из моды как-то вышли. Меняется и многое другое. Раньше, например, было всего несколько радиостанций и многомиллионный слушатель, сидя у себя на кухне льнул ухом к трескучей короткой волне. Сейчас станций расплодилось - великое множество, а вот слушателю некогда просиживать на кухне у приемника. Выражаясь языком моряков-подводников у него "идет борьба за живучесть". И потому, применительно к сегодняшнему дню, те пророческие слова Никиты Сергеевича можно бы переиначить так: "Настанет день, когда у каждой радиостанции будет по слушателю, а может даже и не по одному!"

Заглянем в рок-хронику.

23 октября. 15 лет назад, 23 октября 1978 года, участник "Sex Pistols" Сид Вишес, находясь в нью-йоркском КПЗ по обвинению в убийстве своей подруги Нэнси Спанджен, пытался покончить самоубийством.

На следующий день, 24 октября 1978 года, суд в Торонто признал Кита Ричардса виновным в хранении героина и дал ему год условно. Такая судейская снисходительность вызвала широкую критику в газетах. Любопытно, что ровно за пять лет до этого, 24 октября 1973 года, Кит Ричардс предстал перед мировым судьей в Лондоне. И что характерно - обвиняли его в том же самом, плюс - в незаконном хранении огнестрельного. И опять он отделался легко - 250 фунтов штрафу.

Но самое конечно главное - это то, что его приятель и коллега по "Rolling Stones", басист Билл Уайман, урожденный Уильям Перкс, справлял в этот день свой день рождения, ибо он появился на свет в английском графстве Кент 24 октября 1941 года.

25 октября. 20 лет назад, в 1973 году, Джон Леннон подал в суд на правительство Соединенных Штатов, обвиняя Департамент Иммиграции в том, что на его телефонной линии и линии его адвоката была установлена подслушка. Дальний же прицел у этой судебной кампании был - вывести на чистую воду тех, кто отказывал ему в американском гражданстве.

25 октября 1944 года в английском графстве Ланкашир родился Джон Андерсон, певец и основатель группы "Yes" до ее распада в 1981 году.

25 октября 1948 года в Бирмингеме родился Гленн Типтон, гитарист из "Judas Priest".

26 октября. Событие по теме. В 1965 году всем участникам "Beatles" в Букингемском дворце королева Елизавета Вторая вручила медали Кавалеров Британской Империи.

28 октября. В 1968 году, 25 лет назад, Синтия Леннон подала на развод с Джоном на почве его супружеской неверности. Джон собственно и не отказывался. Улики были неопровержимые - Йоко была на сносях.

29 октября. В 1946 году в Лондоне родился Питэр Грин, гитарист, игравший в группе "John Mayall's Bluesbreakers", основавший в 1967 году "Fleetwood Mac".

И еще один гитарист, Дэнни Лейн, родился в этот день в 1944 году на борту пассажирского теплохода у берегов острова Нью-Джерси. В 1964-м примкнул к группе "Moody Blues", с 1971-го в группе "Wings", до своего ухода в 1981-м. Потом пытался выпускать сольные альбомы, несколько лет назад в газетах промелькнуло сообщение о его официальном финансовом банкротстве.

Проштудировав музгазеты на этой неделе, не нашел в них решительно ничего заслуживающего внимания, а потому перейдем прямо к сообщению нашего мос-рок-кора. Дамы и господа, Алексей Татищев.

Репортаж А.Татищева

Продолжим наш битлологический сериал там, где остановились на прошлой неделе, чтобы перевести дыхание. А именно - на альбоме "Please Please Me", первой долгоиграющей пластинке "Beatles". Сегодня мы ее добьем и, даст Бог, даже двинемся дальше. Чем больше копаешься в материалах этого периода, тем больше всякой всячины всплывает. Например, мы упоминали первую сорокапятку "Beatles" "Love Me Do", вышедшую в свет 5 октября 1962 года. Она, если вы помните, поднялась до 17 места в британском хит-параде. Так вот, в то время по Ливерпулю ходили слухи, что Брайан Эпштейн, менеджер "Beatles", этот опытный товаровед, владелец магазина и прочее - сразу же после выхода сорокапятки скупил десять тысяч ее экземпляров. Злая молва утверждала, что такого количества проданных единиц было уже достаточно, чтобы обеспечить место пластинки в первой двадцатке, а стало быть, обратить на группу внимание публики. Эпштейн такие домыслы категорически отрицал. Но, знаете... Еще одна всячина. Адриан Барбер, один из героев нашей угадайки, человек, записавший "Beatles" в гамбургском "Стар-Клубе", оказался, при дальнейшем изучении, не просто "некто" - как я его имел неучтивость назвать - а ливерпульский музыкант и звукотехник, который сделал "Beatles" их первые большие усилители и колонки. Любопытно, что еще в 1963 году, летом, когда на нашу страну накатывались первые волны битломании и когда мне, молодому третьему помощнику парохода "Верхоянск", о них поведал английский лоцман на рейде Гулля, с которым мы коротали время на мостике - так вот в то самое лето 1963-го "Beatles" продолжали играть в ливерпульской "Каверне". Последнее их выступление там состоялось 3 августа 1963 года, оно было 274-м по счету. Во всяком случае такую цифру называет битлологическая наука. Ну а дальше - тут уж нужен талант Гоголя: "... ливерпульская четверка, куда несешься ты? Не дает ответа..." Действительно - спустя каких-то ТРИ МЕСЯЦА! И - вместо пропахшей пивным потом "Каверны" "Beatles", 4 ноября 1963 года, выступают в лондонском театре Принца Уэльского, на правительственном - да что там на правительственном, бери выше! - на АВГУСТЕЙШЕМ представлении, где в ложе сидела королева Елизавета Вторая и мать ее, вдова короля Георга Пятого. Именно на этом концерте Леннон сделал свое знаменитое заявление, сказав в зал по микрофону: "Те, кто сидят на дешевых местах - хлопайте. А те, кто на дорогих - просто гремите драгоценностями!" Но - возвратимся к пластинке. Мы уже говорили, что на ней много не авторских песен и через минуту-другую об этом и поговорим, а пока - одна из таких композиций под названием "A Taste Of Honey" ("Вкус мёда"). Написали ее сочинители Марлоу и Скотт, взята она из одноименного кинофильма. Мелодия эта очень известна, записывали ее буквально все кому не лень, от блюзовых певцов до классических оркестров. Она была неизменным номером в клубном репертуаре "Beatles", Пол Маккартни любил в ней блеснуть голосом...

The Beatles : "A Taste Of Honey"

Так вот, насчет не своего материала, другими словами насчет английских песен советских композиторов. В узких кругах было известно, что и Джорж Мартин и Брайен Эпштейн поначалу настаивали, чтоб таких песен было побольше. Почему? Ну, наше с вами славянское подозрительное воображение тут же рисует картины интриг, коньюнктурщины и недоверия к молодому таланту. Меж тем, все объясняется просто. В воспоминаниях Джоржа Мартина есть такие слова: "Поначалу ребята дали мне всего несколько песен, - сказал он, - "Love Me Do" была лучшая из них, Пол написал ее еще когда ему было 16 лет, Джон придумал только среднюю часть. Даже эта песня, честно признаться поначалу на меня впечатления не произвела. Именно поэтому я предложил записать "How Do You Do It?" - она кстати потом номером один в исполнении "Gerry & The Pacemakers" - но "Beatles" тогда настояли на своем и мы записала "Love Me Do". Однако после выхода в свет "Please Please Me" успех ее вдохновил ребят и все что после этого они мне приносили было - чистое золото". Конец цитаты. Вот кусочек такого битловского золотого запаса я вам сейчас и предложу, песня называется "There's A Place" ("Есть такое место").

The Beatles : "There's A Place"

Раз уж мы заговорили о сочинительстве, надо бы высветить композиторский дуэт Леннона и Маккартни, этих, понимаете ли, сиамских близнецов поп-музыки XX века. Их имена для людей, заполняющих авторские рапортички - в частности мне это приходится делать - иначе и не представляются как написанные через черточку ЛЕННОН-МАККАРТНИ. Как мы знаем, к моменту записи первого альбома они насочиняли вместе около ста песен, мы знаем также, что многие из них на Джоржа Мартина впечатления не произвели. Но суть не в этом. На ранней стадии два друга-напарника договорились: чтобы не разбираться без конца - кто написал какую часть какой песни и кого поэтому считать автором и в какой степени - попросту всю творческую продукцию подписывать обоими именами, вне зависимости от того, кто сочинил. А довольно скоро начали писать врозь. Хотя подписывались вместе. И вот тут для пытливого битлолога, желающего докопаться до глубинной сути, - широкое поле деятельности. Можно конечно рыться в справочниках и биографиях, узнавать дотошные подробности, но я вам сейчас дам несколько основных правил Буравчика. Правило первое: автор песни обычно в ней и запевает. Другими словами, песни сочиняют запевалы. Правило второе: характер музыки. Если песня душещипательная, типа "йестердэй, ту-ру-ру-ру-ру-ру-ру..." или (поет) "олл май лавинг..." - то это - Пол Маккартни. Если ж песня по сути своей автобиографическая, несет в себе личное, а стихи ее озадачивают непростой метафорой - то это Леннон. Примеры: "In My Life", "Norwegian Wood". По астрологии Леннон - 'либра', т.е. родился под созвездием Весы, а Пол Маккартни - 'джеминай', т.е. Близнец. Теоретически они должны бы по характеру подходить друг другу и даже испытывать взаимное притяжение. Однако, как пишут люди знавшие их близко и хорошо, личности они были полярно противоположными и объединяла их только музыка. Джон Леннон по виду и поведению был человеком крутым, решительным и даже хулиганистым, но все это был лишь фасад, витрина, прикрывавшая мягкое сердце и добрую душу. Именно внутреннюю уязвимость свою и старался он не показывать миру. Эти внутренние свойства Джона как мы знаем, проявились в более поздние годы. Маккартни - наоборот. Поначалу вызывал у девушек всей планеты слезы умиления - весь такой лиричный, любвеобильный, законченный романтик. Но жизнь показала, что из них двоих внутренне жестким оказался именно Маккартни. Когда дело коснулось бизнеса, больших финансов, четкого планирования - то он тут он показал большие способности. Леннон и Маккартни были многолетними друзьями и одновременно - постоянными конкурентами. "Представьте себе, - говорил Джорж Мартин, - два человека занимаются перетягиванием каната, улыбаются друг другу, но при этом не забывают тянуть на себя изо всех сил. Вот этот натянутый канат и был между ними этакой неразрывной связкой". Конец цитаты.

Да-а... Рассказывал я вам про их творческое содружество, рассказывал, а закончить пластинку "Please Please Me" придется песней, которую сочинили вовсе не они. Ибо последняя композиция называется "Twist And Shout", сочинили ее Медли и Рассел. Записали ее впервые в 1962 году братья Айзли, в ранних концертах "Beatles" она была гвоздем программы. Согласно легенде, когда была закончена запись альбома "Please Please Me", оставалось еще немного студийного времени и тогда ребята, на удачу, записали "Twist And Shout", причем сделали это с первого дубля. Слушая песню, поневоле задумываешься - сколько же потом Джон Леннон отходил горлом, уж наверняка после такого пения связки у него долго саднили!

The Beatles : "Twist And Shout"

Итак, перевалим за намеченный рубеж. Второй альбом называется "With The Beatles" ("C "Битлз""), он вышел в свет в Англии 22 ноября 1963 года на "Parlophone" под нумером PMC1206, а в США именно в таком виде, она вышла на фирме "Capitol" только 24 года спустя, в феврале 1987-го. На пластинке - 14 новых песен, 7 написали Леннон-Маккартни, одну Джорж Харрисон и еще шесть - заимствованы из старого клубного репертуара. После удачи первой пластинки важно было закрепить ее успех крепкой второй - что "Beatles" удалось. Важным отличием этой пластинки от первой было то, что на нее не вошли песни выпущенные на сорокапятке. Для этой цели была специальная сессия 19 октября 1963 года, во время которой были записаны две песни "I Want To Hold Your Hand" ("Хочу держать тебя за руку") и для второй стороны "This Boy" ("Этот парень"). Одиночная пластинка с этими песнями вышла 29 ноября 1963 года, ровно неделю спустя после выхода альбома. Первой песней с этой пластинки "It Won't Be Long" ("Уже скоро") мы на сегодня и закончим. Запевает Джон Леннон - а стало быть, для анализа мы можем применить наше первое правило Буравчика - он записался на двух дорожках, которые свели при микшировании, кроме того Пол Маккартни и Джордж Харрисон подпевают. В песне использован повторяющийся, но не назойливый музыкальный рифф - нечто вроде нашего прощанья, которое мы повторяем вот уж 17-й год.

Итак, мы встретимся с вами, друзья, на будущей неделе в полночь в пятницу на бибисейской волне. Я же хочу пожелать вам всего самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

The Beatles : "It Won't Be Long"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015