РОК-ПОСЕВЫ

25 июня 1993: The Beatles - 3

Добрый вечер, друзья. Две недели назад мы начали с вами проект гигантского масштаба, зыбкие очертания которого уходят далеко за пределы видимого радиогоризонта. Этот сериал на соискание научной степени кандидата в аспиранты битлологических наук достигает сегодня отметки ТРИ, это - третья часть, третья программа, однако, прежде чем углубиться в музыкально-археологические раскопки, заглянем в еженедельную рок-хронику.

26 июня - событие по теме. В 1964 году в Америке вышел первый альбом "Beatles" - "A Hard Day's Night", выпущен он там был фирмой "United Artist Records".

29 июня. В английском городе Ноттингем в 1948 году, 45 лет назад, родился Иан Пейс, барабанщик и один из основателей "Deep Purple".

В 1953 году, 40 лет назад, в этот день родился Дон Доккен из одноименной группы.

30 июня. В 1964 году родился Ингви Мальмстин, шведский виртуоз шестиструнья.

1 июля. В 1968 году, 25 лет назад, на открытии своей художественной выставки в Лондоне Джон Леннон публично признался в своей любви к Йоко Оно.

3 июля. В 1971 году умер Джим Моррисон. Официальная причина - инфаркт миокарда. Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Ляшез. На гробовой доске написано - "Джеймс Моррисон, поэт".

Из последних новостей. "New Musical Express" сообщает, что сборные двойные альбомы "Beatles", ставшие классическими, один из которых в красной обложке, другой в синей - в течение двадцати лет из-за разных юридических осложнений не могли быть выпущены в виде компакт-дисков. Тяжба эта возникла потому, что участники "Beatles" справедливо указывали, что в их контракте с "EMI" компакт-диски не обозначены. Теперь, после длительных переговоров, стороны пришли к соглашению, и к осени компакт-диски выйдут в свет. На какой сумме сговорились - газеты не пишут.

А меж тем все, что связано с "Beatles", нынче в большой цене. В американском штате Флорида в городе Форт Лаудердейл, состоялся аукцион разных рок-н-ролльных сувениров. Так вот, прядь волос Джона Леннона один из его поклонников купил там за тысячу семьсот долларов. Уверяю вас, капитал свой он поместил весьма надежно! Почему? Да потому, что рок обрастает историчностью, становится почитаемой частью культурного наследия. В той же Америке, в Кливленде, началось строительство крупнейшего музея рок-н-ролльной славы с общим бюджетом в 84 миллиона. Строительство начали с помпой: легенды рока - Пит Таунзенд из группы "Who" и Чак Берри выкопали во вспышках фотокамер из нетронутой целины первые лопаты глины. Строительство планируют закончить к июню 1995 года.

Газеты сообщают о скандале, который произошел в аэропорту Мюнхена в Германии. Известный рокер Билли Айдол летел в Барселону, таможенники и служба безопасности, не шибко грамотные в роке, приняли его за какого-то анархиста-террориста и потребовали личного досмотра с раздеванием. Билли Айдол, понятно, послал их подальше. Вызвали пограничников и, видя приближающуюся немчуру в традиционных серо-голубоватых мундирах, Билли Айдол громко щелкнул каблуками, выкинул вверх руку и заорал: "Хайль Гитлер!" Такой выходки чувствительные немцы ему не простили, Билли предстал перед судом, который наложил на него штраф в 1.600 бундесмарок. Понятно, что он не попал на самолет, вынужден был отменить свою испанскую пресс-конференцию и восвояси полетел домой в Лос-Анджелес.

Наконец, новости для любителей "Deep Purple". В начале этого года они, как известно воссоединились с Ианом Гилланом, и теперь в этом составе выпускают пластинку "The Battle Rages On" ("Битва продолжается"), она выходит в свет 12 июля. Альбом этот отмечает 25-летие группы и воссоединение классического второго состава: Ричи Блэкмор - гитара, Джон Лорд - клавишные, Роджер Гловер - бас, Иан Пейс, именинничек, на барабанах. Кроме того скоро в свет выходит автобиография Гиллана под названием "A Child In Time", которая появится на прилавках сразу после пластинки.

А теперь - рок-новости из Отечества.

Репортаж А.Татищева

Итак, в нашем археологическом раскапывании записей "Beatles" мы добрались до ленты, записанной для худсовета фирмы "Decca". Напомним себе о ней песней "The Shеik Of Araby" ("Арабский шейх"). Запись сделана в студии фирмы "Decca" в западном Хамстеде в Лондоне 1 января 1962 года с Питом Бестом на барабанах. Запевает Джорж Харрисон, Джон, как говорят, прикалывается по ходу песни, конец ее получился небрежным.

The Beatles : "The Sheik Of Araby"

Итак, напомню вам события: последний день 1961 года. 31 декабря вечером "Битлз", приехав в Лондон, поселились в гостинице "Рояль" на Рассел-Сквер и отправились гулять на Трафальгарскую площадь - традиционное место встречи Нового Года. На следующее утро "Beatles" и сопровождавший их Нил Аспинал приехали в студию "Decca". Брайан Эпштейн уже был там. Надо сказать что был он в раздраженном состоянии: студия была заперта, от фирмы никто еще не появился, хотя встреча была назначена ровно на 11 часов. Наконец продюсер "Decca" Майк Смит заявился в полдвенадцатого, ребята начали разгружать оборудование и гитары, которые привезли из Ливерпуля, а тут им и говорят "ваша аппаратура, мол, не нужна и гитары тоже, вот вам студийные усилители и инструменты." Включились, настроились и сделали репетиционный прогон всего репертуара. После этого принялись записывать песню за песней, всего около пятнадцати номеров, включая три своих собственных, хотя менеджер не велел. Ослушались они Брайана. К двум часам дня все было закончено, Майк Смит под впечатлением от такой оперативности известил их что лента с записями будет проиграна на худсовете "Decca" и что решение будет принимать вышестоящее начальство. Вот еще одну из песен той памятной студийной сессии давайте и послушаем. Она называется "Searchin'" ("Поиск" или "Я ищу"). Запевает Пол Маккартни, Джон и Джорж подпевают, причем Леннон иногда это делает тоненьким фальцетом, как бы стараясь оживить обстановку.

The Beatles : "Searchin'"

Возвращение в Ливерпуль происходило в обратном порядке - загрузили вещички в тот же автобус да и покатили домой. Прошел январь - нет ответа. Прошумел ветрами и зимним промозглым дождем февраль - от "Decca" ни слуху ни духу. Выглянуло весеннее солнце, зазеленела трава, набухли на деревьях почки, наступил март 1962 года и вот тут по ранней английской весне и пришло Брайану неприятное письмо: фирма "Decca" от "Beatles" отказывалась. Брайен Эпштейн был, как и все ребята, расстроен (они почти всю ночь пили вместе чай, говорили), но надежды не терял. В конце концов на руках у него была копия студийных январских записей, ее можно было показать и другим фирмам, свет, как говорится, на "Decca" клином не сошелся. В течение нескольких последующих недель Брайан Эпштейн посетил фирмы "Pie", "Philips", "Columbia" - и везде он получал отказ. Он не сдавался, отыскивал все новые и новые пластиночные компании, но никто интереса к его подопечным так и не проявил. Дела в магазине тем временем пошли хуже, и родители Эпштейна -- именитые ливерпульские коммерсанты -- предложили сыну выбирать: или группа, или бизнес. И тут я должен сделать небольшое отступление. Всякий кому доводилось видеть старые американские пластинки фирмы "RCA Victor" может вспомнят картинку: собачка, сидящая у граммофона, она внимательно вслушивается в издаваемые звуки. Собачка в замешательстве - и объяснение тут же, в подписи под картинкой."His Master's Voice" ("Голос его хозяина"). Другими словами, хозяин записал свой голос на пластинку, собачка слушает и не может уразуметь, как же так -- голос есть, а хозяина нет. Вот эта серия "His Master's Voice", сокращенно "HMV", стала торговым ярлыком, а потом и фирмой. Один из крупнейших лондонских магазинов на Оксфорд-стрит так и называется "HMV". Был этот магазин там и в 1962 году и, условно говоря, любой хозяин собачки, мог в этот магазин придти и записать голос, чтобы обескураживать своего четвероногого друга. Другими словами, в магазине нарезали пластинки по заказу. Альбом с ленты можно было сделать за полтора фунта стерлингов. Вот этими услугами Брайан Эпштейн и воспользовался, рассудив, что пластинку проигрывать будет не в пример солиднее, чем ленту. Пока пластинка нарезалась, Брайан разговорился со звукотехником, тот похвалил ребят и посоветовал показать пластинку в конторе музыкальных бизнесменов "Артмор и Бирчвуд", прямо над магазином. Брайан Эпштейн пошел туда, показал пластинку и познакомился с неким Сидом Колманом. Тот прослушал альбом и послал Брайана к своему приятелю. Приятель этот работал на пластиночной фирме "Parlophone", выпускавшей в основном комедийные пластинки. Звали этого приятеля Джордж Мартин. Джордж Мартин был, можно сказать, полной противоположностью "Битлз". Бывший летчик королевских ВВС, выпускник Гилдхолла по классу фортепьяно, игравший к тому же на гобое, зав. отделом артистов и репертуара. Он прослушал ленту, особого впечатления она на него поначалу не произвела, однако он почувствовал в ней некий нереализованный потенциал и решил рискнуть, назначив "Beatles" пробную запись на среду, 6 июня 1962 года. И вот чтобы напомнить себе, что слушал Джордж Мартин и, возможно, вообразить себе его реакцию, заведем песню "Sure To Fall" ("Наверняка в тебя влюблюсь"). Это старая песня Карла Перкинса, запевает Пол, Джон и Джордж подпевают. Исполнение Пола несколько странное -- он либо, как сейчас говорят, стебается, либо поет так со страху -- знакомое чувство для тех, кому доводилось играть на прослушиваниях.

The Beatles : "Sure To Fall (In Love With You)"

Итак, 6 июня "Beatles" впервые выступили перед своим будущим продюсером Джорджем Мартином. Естественно в тот день о будущем сотрудничестве никто и не помышлял. Джордж Мартин отметил про себя живость ребят, их остроумие, находчивость, однако в музыкальном смысле мнение его оставалось примерно тем же. По окончанию сессии он сказал Брайану Эпштейну, что ответит в течение месяца. "Ну-у! - сказали себе ребята, - знаем мы этот ответ через месяц! Еще один отказ!" В скверном настроении вернулись в Ливерпуль, о встрече с Джорджем Мартином решили даже не вспоминать. А тут вскоре подоспело предложение еще раз поехать в Гамбург в "Стар-клуб", туда и отправились забыться от английских неудач. Меж тем Джордж Мартин прослушивал сделанные им записи снова и снова. Продюсерским чутьем он выделил в этом сырье многообещающий элемент, а после еще нескольких проигрываний понял, что необходимо было в первую очередь поменять. Барабаны. Ударные были недостаточно ритмичными и жидковатыми по звуку. Джордж Мартин связался с Брайаном Эпштейном и сообщил ему, что согласен предоставить "Beatles" пластиночный контракт при условии, если они найдут себе другого барабанщика для записей. Дипломатичный Брайан Эпштейн послал в Гамбург телеграмму: "РЕБЯТА ПОЗДРАВЛЯЮ ФИРМА EMI ПРЕДОСТАВЛЯЕТ СТУДИЮ ДЛЯ ЗАПИСИ РЕПЕТИРУЙТЕ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ". Замечаете? Про ударника ни слова. Действительно, зачем вносить сумятицу в ряды? В тот момент важно было послать победную реляцию для поднятия победного духа в войсках. Брайан Эпштейн оказался прав, потому что когда ребята вернулись из Гамбурга, выяснилось, что Джон, Пол и Джордж совершенно независимо, сами по себе, решили сменить барабанщика. Решить-то решили, а сами Питу Бесту об этом не сказали, рассудив, что у них для такой неприятной работы менеджер есть, пусть он и разбирается. Если взглянуть на записи для "Decca", так тут есть песня вроде как на заданную тему, она называется "Take Good Care Of My Baby" ("Позаботься о моей малышке"), записана она как и все остальные 1 января 1962 года в студии "Decca" с Питом Бестом, еще тогда не уволенным. Запевает Джордж Харрисон.

The Beatles : "Take Good Care Of My Baby"

Здесь бы надо сказать несколько слов о новом барабанщике. На отметке 1960-61 годов одной из самых популярных ливерпульских групп была "Rory And The Hurricanes" ("Рори и Ураганы"). Вокалист группы Рори Сторм был высоченным блондином, весьма уверенным в себе. И неспроста - в его группе играли лучшие в округе музыканты, например барабанщик Ричард Старки, бородатый, носатый парень. Он обожал кольца, пальцы обеих его рук изукрашены были ювелирными изделиями тонкой кузнечной работы. Если вспомнить, что кольцо по-английски "ринг", то станет понятно - отчего Ричард Старки получил прозвище Ринго. Рори Сторм не только поэтому является частью ранней истории "Beatles". Его сестра Айрис Колдвелл была в 1961-63 годах близкой подругой Пола Маккартни. В 1961 ей было 17 лет, она была танцовщица, и когда Маккартни увидел на сцене ее длинные стройные ноги в черных чулках в сеточку, он был этими ногами поражен в самое сердце. Они познакомились, начали встречаться, но Брайан Эпштейн, уже тогда разрабатывавший дальнюю стратегию успеха, не поощрял постоянных связей, он считал, что это было скверно для артистической репутации, вредно для имиджа. Пол ходил к своей подруге в гости по вечерам, очень сдружился с ее матерью. Женщина эта впоследствии совершила странный и страшный поступок: по взаимному уговору со своим сыном Рори, оба они одновременно покончили жизнь самоубийством. Айрис, подруга Маккартни, впоследствии вышла замуж за певца Шейна Фентона, известного нам под именем Алвин Стардаст. Но вернемся к рассказу, к замене барабанщика. Как выясняется, Ринго был не первой кандидатурой, поначалу Брайан Эпштейн хотел некоего Джонни Хатчинсона, тот был профессионалом, знал "Beatles", играл с ними одно из прослушиваний некоторое время назад, был о них невысокого мнения, и отказался. Только тогда стали связываться с Ринго. Он играл в гигантском доме отдыха Батлинз, разыскивать его там пришлось через объявление по местной радиосети. Разговаривал с ним Джон Леннон - они были старые знакомые - и Ринго согласился стать ударником "Beatles" на зарплате 25 фунтов стерлингов в неделю. Он подал заявление об уходе и через три дня упаковал чемодан - он ехал домой в Ливерпуль. А! Вот тут и песня на тему, называется "Money" ("Деньги"), записана, как и все остальные, 1 января 1961 года в студии "Decca". Впоследствии эта песня была заново переписана для пластинки "With The Beatles", но в настоящем варианте она гораздо быстрее по темпу, вместо рояля вступление играет Леннон на гитаре, он же запевает. Эта версия гораздо слабее нежели более поздняя, но тем она нам сейчас и интересна.

"Beatles" : "Money"

На этом я с вами и прощусь до будущей недели , до встречи в полночь на короткой бибисейской волне, всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015