РОК-ПОСЕВЫ

18 июня 1993: The Beatles - 2

Добрый вечер, друзья. Сегодня мы продолжим исторические изыскания, начатые на прошлой неделе, продолжим занятия на соискание звания кандидата в аспиранты битлологических наук при бибисейской кафедре радио-рок-н-ролла. Вот если со стороны взглянуть - так как дело обстоит с исторической наукой? Одни люди дела вершат, а другие, некоторое время спустя, заносят эти дела в скрижали и летописи. Люди эти друг другу очень нужны: без вершителей нечего было бы и записывать, а без дотошных историков любые свершения могли бы остаться втуне. Но между ними есть четкое разделение труда. Мне же кажется, что мы с вами это разделение труда преодолели, потому что мы историю, с одной стороны, изучаем, а с другой - где-то, в чем-то - куем! ...Ну ладно уж, и пошутить нельзя. Ладно. Не знаю, случаются ли еще в Отечестве худсоветы, или сгинули они вместе с тяжелым наследием прошлого? Мне этих бесплатных выступлений с трясущимися поджилками пришлось отыграть немало на своем веку. Начинал в самодеятельности, кончал в профессионалах. И что любопытно, когда начинал я свои худсоветы, в далекой и тогда неведомой мне Англии на фирме "Decca" в первый день января 1962 года своеобразный худсовет проходили и "Битлз". Об этом мы поговорим попозже, а сейчас - одна из тех старинных записей более чем тридцатилетней давности.

"Beatles" : "Three Cool Cats"

A-a! Дыханье истории, запах целинных и залежных земель, угар комсомольских строек! Мы скоро ко всему этому вернемся, а пока - заглянем в почетно-традиционную рок-хронику.

20 июня. День рождения в 1942 году в Калифорнии Брайана Уилсона - певца, сочинителя, аранжировщика и пианиста из группы "Beach Boys". Уилсон автор целого ряда классических песен, вошедших в историю американской поп-музыки и звучавших по всему миру.

20 июня. День рождения в 1924 году в Штате Теннеси Чета Аткинса. Он, по мнению некоторых, один из лучших гитаристов всех времен и народов.

21 июня. В 1948 году фирма "Columbia Records" объявила о запуске в массовое производство долгоиграющих пластинок на 33 и 1/3 оборота. Как фирму тогда критиковали, как над ней, понимаете ли, насмехались. Действительно, торговля шеллаковыми дисками на 78 оборотов шла бойко, как никогда. Казалось, публике ничего другого и не нужно, а вот, поди ж ты, как все повернулось.

21 июня. Радостная дата в грустном отечественном рок-календаре. В этот день в 1962 году родился Виктор Цой, ныне покойный.

23 июня. В 1848 году Антуан Жозеф Сакс получил патент на свое изобретение - инструмент под названием "саксофон". На это его антуанино изобретение не один год жизни я положил.

23 июня. Еще одна грустная дата. В 1984 году от передозировки фенамина умер Александр Давыдов из группы "Странные игры".

24 июня. День рождения в 1944 году в графстве Сарри Джеффа Бека - гитариста, заменившего Эрика Клаптона в "Yardbirds". Затем в 1967 году он создал свою группу Джеффа Бека с Родом Стюартом.

24 июня. День рождения в 1947 году в Корнуэлле в Англии Мика Флитвуда - барабанщика и одного из основателей "Fleetwood Mac".

24 июня. День рождения в 1944 году в графстве Йоркшир Артура Брауна, урожденного Артура Уильсона - мультиинструменталиста, основателя в конце 60-х группы "The Crazy World Of Arthur Brown" ("Безумный мир Артура Брауна").

24 июня. День рождения в Бирмингеме в 1944 году Криса Вуда - саксофониста и флейтиста. Играл в группах "Traffic" и "Ginger Baker Air Force".

25 июня. День рождения в 1946 году в Лондоне Иана Макдональда - гитариста из "King Crimson", основавшего потом группу "Foreigner".

Из последних новостей. Журнал "Керранг" сообщает о проникновении тяжелого металла в большое кино. Группы "AC/DC", "Alice In Chains", "Megadeth", "Queensryche", "Def Leppard", "Anthrax", "Aerosmith" и "Tesla" вносят свою песенную лепту в новую кинокартину Арнольда Шварценеггера, этого всемирно-знаменитого качка, бывшего австрияка, ныне живую легенду Голливуда. Фильм называется "The Last Action Hero" ("Последний герой"). Картина выходит на британские экраны 30 июля. Тогда же, видимо, выйдет и альбом с музыкой.

Музгазеты сообщают, что американский певец, сочинитель, продюсер и прочее и прочее Принц давно уже известный своими странностями, на этот раз отчебучил вообще нечто труднообъяснимое. Он официально заявил в печати, что сменил себе имя, причем новое его имя произнести невозможно. По одной простой причине - это имя не слово, не звук, а знак, символ. Символ похожий, ну я бы сказал, на якорь, у которого вместо лап только стрелка. Не якорь, а какой-то тыкарь или мыкарь. Газеты в замешательстве, не знают как Принца теперь и величать. Одни называют его Мистер Символ, другие вообще отшучиваются.

Далее. Пластиночная фирма, выпускающая диски Дэвида Боуи, она называется "Savage" - эта американская фирма после двух лет существования потерпела банкротство, и последний альбом Боуи "Black Tie White Noise" ("Черный галстук, белый шум") оказался в Америке временно бесхозным.

Один из первых рок-мюзиклов, или, как тогда говорили, рок-опер, группы "The Who" под названием "Tommy" (она появилась на свет в 1969 году) нынче вновь поставлена на Бродвее, причем с таким успехом, что мюзикл получил 5 престижных театральных наград "Тони" за лучший свет, хореографию, декорации, режиссуру и партитуру. Народ идет на него валом. Сбор по кассе 40.000 долларов в неделю.

Ну и, наконец, раз уж мы заговорили о деньгах, ирландская певица Шинэйд О'Коннор на прошлой неделе закупила целую страницу в газете "Irish Times" и поместила там свою поэму строк в 100. Стихи о потерянном самоуважении, о сиротском детстве, о насилии, которое она перенесла в ранние годы. Но, в общем, все эти стихотворные признания, с моей точки зрения, стансы довольно рыхлые, без ритма, без рифмы имеют целью объяснить публике почему Шинэйд О'Коннор не появилась на "Дублинском мирном фестивале", как обещала. Да, я забыл про деньги сказать. Страница этого газетного пространства обошлась Шинэйд О'Коннор в 18.000 фунтов или 27.000 долларов. Дорогое получилось извинение.

А теперь - новости с востока, или - НОВОСТОКИ, на линии - Москва.

Репортаж А.Татищева о концерте "Faith No More" в Москве

Спасибо, Москва. А сейчас - с Востока, да на Запад! Дикий.

The Beatles : "Memphis Tennessee"

Песня называется "Memphis", автор ее Чак Берри, запись 1 января 1961 года в студии фирмы "Decca" в Лондоне. Состав "Beatles" с Питером Бестом на барабанах. Первая песня, которую мы прокрутили в начале передачи, была записана там же в тот же день, называется она "Three Cool Cats" - что-то вроде "Три крутых чувака". Итак, вернемся к событиям октября 1961 года. "Beatles" возвращаются в родной Ливерпуль, везут с собой кучу собственных пластинок - а это, как вы знаете, сорокапятка "My Bonnie", выпущенная в Германии немецким "Полидором". Одна из этих пластинок попадает к Бобу Вулеру. Боб Вулер был диск-жокеем в ливерпульском клубе "Каверна". Пластинка ему нравилась и Вулер частенько ее в клубе заводил. (Кстати, мы ее с вами тоже заводили на прошлой неделе). Так вот, несколько завсегдатаев "Каверны" захотели себе такую же пластинку. Ну, куда за ней идти? Естественно, в пластиночный магазин. Поблизости с "Каверной" такой магазин как раз был. Он назывался "North End Music Stores". Управлял им некто Брайан Эпштейн. Пластинки "My Bonnie" у него в магазине, естественно, не оказалось и он тогда спросил у покупателей как, мол, группа-то называется с тем, чтобы, мол, разыскать изготовителей, заказать. Ему сообщили, что пластинку записала немецкая группа под названием "Beatles". Эпштейн начал расспросы, и вот выяснилось, в конце концов, что "Beatles" вовсе не немецкая группа, это группа английская. Более того, она местная, ливерпульская, и сверх этого -- она играет прямо за углом в клубе "Каверна". Заинтригованный Брайан Эпштейн пошел вечером группу послушать. И тут же признал в выступавших, в четырех нечесаных подростках, ребят, которые частенько заходили к нему в магазин, слушали пластинки, но никогда ничего не покупали. Брайан Эпштейн, естественно, отметил про себя тот электризующий эффект, который выступление "Beatles" производило на аудиторию клуба. С момента появления их на сцене атмосфера была буквально заряжена электричеством. Брайан Эпштейн был молодым человеком (ну, он относительно был молодым, ему было за 30), интеллигентным и образованным. И он поначалу никак не мог в толк взять, как это четверо парней, похожих на шпану, как это они имеют такой успех. После выступления он зашел на сцену, познакомился с участниками. Выяснил, что их пластинка, пластинка "Beatles" вышла на фирме "Polydor". Он обзвонил все британские базы, однако об этой пластинке ему никто ничего сказать не мог. Но Эпштейн был бизнесмен, человек энергичный, напористый. Он дозвонился до "Polydor" в Германии и самолично заказал оттуда 200 копий. Тем временем он вел расспросы у опытных людей. Выяснял, что же нужно знать, чтобы стать менеджером поп-группы. Набрав достаточно сведений, он пригласил в свою контору всех участников "Beatles" и обсудил с ними возможность совместной работы. "Beatles" известили Брайана, что у них менеджер уже есть, зовут его Алан Уилльямс. Они ему сказали также, что у них и пластиночный контракт есть с фирмой "Polydor" в Германии и что контракт этот истекает только через два года. Ну, сначала Эпштейн отправился к Алану Уильямсу.

"Битлз?", - сказал ему тот, - "да у меня от них одни только неприятности. Если хочешь - забирай."

Нечего и говорить, что о своем решении Уильямс горько потом сожалел. Да и, понимаете ли, перед историей тоже неудобно. Ведь она лю-ю-бит судить, история-то. Фирма "Polydor" повела себя примерно так же.

"Да," - сказали там Брайану Эпштейну, - "у нас есть контракт с "Beatles". Но они нас интересуют только как аккомпанирующий состав Тони Шеридана. Сами по себе они нам неинтересны. Хотите, берите их. Пожалуйста."

Вот так, удивительно легко и безболезненно освободив "Beatles" от всех их контрактных обязательств, Брайан Эпштейн подписал с ними договор. Все четверо расчеркнулись на нем в присутствии личного ассистента Алистера Тэйлора. Сам Брайан Эпштейн по каким-то причинам так никогда свою подпись на этом договоре и не поставил. А сейчас мы заскочим немножечко вперед по времени, буквально месяца на два, в январь 1962, когда сделаны были записи для фирмы "Decca". Песня называется "Till There Was You" ("Пока не стала ты"). "Beatles" записали ее с Питом Бестом на барабанах. Эта песня появляется впоследствии на альбоме "With The Beatles". Оркестровки даже схожи. Конечно исполнение здесь более ранее, более напряженное, как говорят музыканты, "кашпыряющее" и деревянное.

"Beatles" : "Till There Was You"

Ну, узнали молоденького Маккартни? А соло Джорджа Харрисона? Потешно, потешно...

Но, возвратимся к нашей диссертации. Первым шагом Брайана Эпштейна было освободить барабанщика Пита Беста от административной работы. Дело в том, что Пит заделывал концерты для группы, был своего рода гастрольным администратором. Затем Брайан Эпштейн уговорил ребят скинуть потертые черные кожаные куртки и помятые задубевшие джинсы, и одеть на сцену глаженые щегольские костюмчики. Мы из мемуаров знаем теперь, что Маккартни, в общем, был за, но Джон Леннон -- абсолютно против. Затем выстроена была концертная программа. "Beatles" исполняли теперь только лучшие свои вещи. Во время выступления им было запрещено курить, есть, выпивать или жевать резинку на сцене. Для солидности дела введена была и внутригрупповая бюрократия - каждый участник заблаговременно специально отпечатанным на машинке меморандумом оповещался, где будет следующий концерт, как туда доехать и в котором часу надо там быть. И вот, наведя порядок, придав делу законный вид и толк, Брайан Эпштейн понял, что пришла пора раздобыть своим подопечным новый пластиночный контракт. Кое-какие знакомства в музыкальном бизнесе у него были. Удалось связаться с управляющим отдела артистов и репертуара в фирме "Decca". Звали человека Майк Смит. Брайан пригласил его приехать в Ливерпуль в клуб "Каверна", чтоб посмотреть на "Битлз", так сказать, в ближнем бою. Было это в декабре 1961. Всего 6 месяцев отделяли "Beatles" от подобных же смотрин Берта Кампферта, но если тот, в Германии, видел перед собой лишь четырех неотесанных переростков, то в клубе "Каверна" в Ливерпуле перед Майком Смитом предстал квартет чисто умытых, побритых, постриженных артистов английской эстрады в одинаковых костюмчиках индивидуального пошива. Причем, что характерно, публика от нового вида "Beatles" приходила в еще больший восторг. Нечего и говорить, что Майк Смит уехал под большим впечатлением. Он согласился устроить ребятам прослушивание, которое было организовано в виде записи 1 января 1962 года в студии фирмы "Decca" в Западном Хамстеде в Лондоне. И Брайан Эпштейн, и "Beatles", были, конечно, настроены волнительно. Отрепетированы были лучшие номера, только почему-то новый менеджер исключил из подборки собственные песни ребят. Маститые битлологи сейчас спорят об этом. Некоторые считают, что отсутствие своего материала на той ленте "Beatles", представленной на худсовет "Decca", и стал причиной отказа. Другими словами, решение Брайана Эпштейна стоило им контракта. Но это всего лишь теория музыковедов. Итак, 31 декабря 1961 года четверка "Beatles" и сопровождавший их тогда Нил Аспинал, загрузили свои инструменты в автобус и покатили в Лондон. Брайан Эпштейн поехал поездом. Приехали к вечеру. К 10 разместились в гостинице "Ройяль" на площади Рассел-Сквер (я ее каждый раз по дороге на Би-би-си проезжаю), бросили вещички и пошли гулять пешком на Трафальгарскую площадь. Вечером 31 декабря в канун Нового Года там царило традиционное новогоднее безумство. Вы уже чувствуете -- прямо как киносценарий! Новый год, перелом времени. У наших героев в жизни наступает переломный момент. Какой-нибудь Антониони или Висконти очень бы это смачно отсняли. Представляете -- безумствующие толпы счастливой молодежи и никому еще неизвестная четверка провинциалов. К этой четверке уже через несколько месяцев эти же самые толпы и близко подойти не смогут. И вот тут, в обстановке предновогоднего возбуждения, я вас, пожалуй, на этой неделе и оставлю. Закончим мы сегодня песней, которую кто только не пел, но в исполнении "Beatles" еще не каждый день услышишь. Написана в 30-е годы композитором Веласкесом (по-моему, в Мексике). После популярности песню забыли. Воскресили ее в 50-х годах, это сделал американский ансамбль "The Coasters". В Отечестве примерно в то же время ее записал на пластинку артист-универсал Глеб Романов, которому было решительно все равно, на каком языке петь. Песню он исполнил на испанском, но в начале речитативом наговорил четыре строчки по-русски, которые я вам по памяти и воспроизведу:

Не спится юному ковбою,
разлука с милой парня мучит,
и шепчет он: "Побудь со мною,
целуй меня!" ...

-- а вот последних слов я не скажу. Желаю вам всего самого-самого лучшего, счастливо вам ребята!

"Beatles" : "Besame Mucho"

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru
seva.ru © 1998-2015