РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

27 февраля 1987: Eric Clapton - 4

Добрый вечер, друзья. В конце 1960-х английский город Брайтон на всю страну ославился массовыми драками молодёжи. В побоищах участвовали так называемые «рокеры» и «модс», причём и те, и другие съезжались в Брайтон в пасхальные и прочие каникулы. Теме этой, кстати, посвящена одна из рок-опер группы TheWho под названием Quadrophenia. Теперь, двадцать лет спустя, подобную же печальную известность приобретает ничем ранее не примечательный подмосковный городок Люберцы. Центральная печать уже писала о том, что молодёжь из этого городка, так называемые «люберы», приезжают в столицу, чтобы коллективно бить панков, металлистов, брейкеров и прочих поклонников западной культуры. Однако только этим дело не ограничивается. Издаваемый на Западе русскоязычный журнал «Страна и мир» в последнем номере публикует письмо двух инвалидов из города Люберцы, которых эти натренированные крепкие молодые люди избили с нанесением тяжёлых увечий. Журнал пишет, что одного из них отдали под суд, но наказания никакого не последовало, поскольку парень этот в военкомате был приписан к частям спецназа. На днях тут у нас зашёл об этом разговор. Одни называли «люберов» продуктом военно-патриотического воспитания, говорили, что они накачивают себе мышечное мясо для уличных боёв за чистоту идеалов, как в Мюнхене в 1933-м, но было и другое мнение. А именно – в любом обществе, где достигнута полная гласность, где люди свободно выражают своё мнение, спектр политических и прочих взглядов очень широк. Скажем, в Великобритании есть, с одной стороны, Троцкистская партия, Рабоче-Революционная, Коммунистическая партия, а с другой – партия Национальный Фронт, выступающая под лозунгом «Англия – для англичан». И уж коли здесь, в Англии, вполне легально существует Национальный Фронт, то почему бы в Люберцах не быть «люберам»? Свобода ведь в обществе должна существовать для всех, а не для одной какой-то группы населения. Кроме того, не исключено, что действия «люберов» вызовут противодействие и помогут другим определить собственную позицию. Как бы в подтверждение этому доводу лондонская газета Daily News в минувшую среду опубликовала сообщение своего московского корреспондента о том, что в прошлое воскресенье вечером на Калининском проспекте около пятисот молодых людей вышли на демонстрацию против «люберов». Чувствуете, в воскресенье, да ещё и вечером, аведь, помнится, большинство демонстраций проводилось только в будние дни и только в рабочее время!

Сегодня мы продолжим наш рассказ об Эрике Клэптоне, но сначала, как обычно, очередной выпуск рок-хроники.

1 марта. В этот день в 1945 году родился Роджер Долтри, певец английской группы The Who.

1 марта 1958 года – день рождения певца и гитариста Ника Кершоу.

 

15 лет назад, 1 марта 1972 года, Джону Леннону угрожала депортация из Соединённых Штатов, когда истёк срок действия его въездной визы. Тяжба Леннона с американским правительством продолжалась несколько лет. В конце концов, он получил право на жительство.

2 марта. В 1943 году в Нью-Йорке родился Лу Рид, певец, участник группы Velvet Underground («Бархатное подполье»).

В 1949 году в этот день родился ирландский гитарист Рори Галлахер.

 

4 марта 1948 года родился английский певец Шейкин Стивенс, настоящее его имя – Майк Барратт.

5 марта. В 1960 году Элвис Пресли, служивший в армии, демобилизовался в чине сержанта. Во времена Пресли в Соединённых Штатах существовала еще всеобщая воинская повинность.

6 марта. В 1944 году в этот день родился Дэйв Гилмор, гитарист Pink Floyd.

А в 1947 году в графстве Йоркшир родилась певица Кики Ди. Ей нынче исполняется 40 лет.

Из последних новостей:

Газета Melody Maker сообщает, что в прошлое воскресенье в возрасте 59 лет (в других газетах возраст его меняется от 55 до 58 и далее), от сердечного приступа скончался известный поп-художник Энди Уорхол. Газета посвящает ему целую страницу, рассказывая о жизни и творчестве этого профессионального декадента. Уорхол стал известен после своей первой скандально нашумевшей выставки в Лос-Анджелесе в 1962 году, когда он выдвинул новую концепцию изобразительного искусства и избрал для своих картин обыденные предметы – долларовую бумажку или бутылку «Кока-колы», заставляя таким образом по-новому взглянуть на эстетику каждодневного. Вокруг Уорхола в Нью-Йорке сконцентрировалось культурное подполье, это неофициальное объединение под названием Factory («Завод») стало впоследствии влиятельным в культурных кругах Нью-Йорка. Со временем Энди Уорхол всё меньше интересовался изобразительным искусством и всё больше – окружавшими его людьми. Он снимал их и на отснятом материале монтировал свои фильмы. Американская рок-группа The Velvet Under ground («Бархатное подполье») вышла как раз из цехов уорхоловского «Завода». Впоследствии под его влиянием был Дэвид Боуи (на пластинке Боуи Honky Dory ему посвящена песня), а также английский певец Брайан Ферри из Roxy Music. Уорхол по призванию был авангардистом и всю жизнь держался наипоследнейших тенденций. Ему также принадлежит известное изречение о том, что в будущем каждый будет знаменит на 15 минут.

Газета Sounds пишет, что Rolling Stones в этом году могут выехать на гастроли без Мика Джаггера. Джаггер находится на острове Барбадос, где у него дом и где он заканчивает работу над второй сольной пластинкой. Там же, на острове, совсем недавно кончилось судебное разбирательство против его подруги манекенщицы Джерри Холл. В деле фигурировала бандероль с индийской коноплёй, дело чуть не кончилось плохо, но всё обошлось. Короче, Джаггер сказал, что в этом году на гастроли с Rolling Stones он ехать не хочет, но, как пишет газета, остальные участники группы засиделись и даже подумывают о том, чтоб начать турне без Джаггера, с каким-нибудь известным английским певцом.

Журнал Number 1 («Номер один») сообщает, что норвежской группе a- ha предложили написать песню – музыкальную тему к новому фильму о Джеймсе Бонде, Подобную же песню к предыдущему фильму об Агенте 007 написала группа Duran Duran.

И, наконец, лондонская газета Daily News в минувшую среду на первой полосе поместила фотографию певца и мультиинструменталиста Стива Уинвуда и сообщение о том, что бывший участник групп Traffic , Blind Faith и других был награжден в Лос-Анджелесе престижной американской наградой Grammy. Уинвуду сейчас 38 лет, из них музыкой профессионально он занимается более четверти века. Нас сегодня тоже интересует его творческая биография, относящаяся к 1969 году, потому что именно тогда Стив Уинвуд совместно с Эриком Клэптоном и Джинджером Бейкером создал группу Blind Faith («Слепая вера»), о которой мы сегодня и собирались рассказать.

  Музыка Cream   Tales Of Brave Ulysses   

Ещё до окончательного распада группы Cream осенью 1968 года Эрику Клэптону пришла мысль, что включение в группу пианиста-органиста могло бы повлиять на ее стиль. Могло бы, кроме того, внести равновесие не только в музыку, но и во взаимоотношения между музыкантами. Клэптон считал, что таким человеком мог стать Стив Уинвуд. Но, как мы знаем, этого не произошло, и встреча Клэптона со Стивом Уинвудом состоялась только после распада группы Cream. Несколько месяцев они просто ходили друг к другу в гости и музицировали. Потом к ним присоединился Джинджер Бейкер. Бейкер просто однажды появился в доме у Стива Уинвуда и сказал: «Вам нужен барабанщик. Играю я очень прилично. Мало кто играет лучше». Клэптон был поначалу против. И не только потому, что провёл с Бейкером более двух лет на гастролях и знал его характер. В новой группе ему нужна была новая музыкальная атмосфера. Кроме того, он понимал, что если два музыканта из Cream, то есть две трети состава, войдут в новую группу, многим будет казаться, что эта новая группа – лишь обновлённый вариант старой. Несмотря на то, что репетиции держали в тайне, о новой группе вскоре прослышала музыкальная печать, и как критики, так и публика, казалось, заранее и безоговорочно решили, что новая группа в таком же составе ничем иным кроме как выдающимся явлением быть не может. Это вот и побудило Клэптона назвать новую группу Blind Faith («Слепая вера»).

После коротких обкаточных гастролей в Скандинавии Blind Faith дали свой единственный концерт в Великобритании в лондонском Гайд-парке, где 7 июня 1969 года Клэптон с друзьями выступил бесплатно. На концерт собралось 150 тысяч человек. Пришли туда и многие рок-знаменитости, но по словам самого Клэптона, концерт удачным назвать было нельзя. «Публика была к этому концерту готова, – сказал он, – а мы нет». Действительно, отрепетированного материала у группы хватало тогда всего на час, но со всех сторон просили, требовали, предлагали. В ход была запущена огромная организационно-гастрольная машина, которую сами музыканты были не в состоянии контролировать. «Нашу администрацию обуяла жадность, – вспоминает об этом периоде Стив Уинвуд, – да и трудно их в этом винить. На нашем пути были рассыпаны миллионы, нужно их было только подбирать».

Настроение администрации было до какой-то степени понятно. Для них это была своеобразная битва за урожай. Долго они пестовали и растили, рыхлили и удобряли. И вот вымахала вдруг тучная нива и забренчала звонкою монетой. Началась денежная страда. Группа тогда, в принципе, могла заработать до миллиона долларов в неделю. Железо было горячо, надо было его ковать, а уж до таких тонкостей, как эксперименты, длительные репетиции или поиски нового направления времени не было. Из-за недостатка материала на концертах приходилось использовать композиции группы Cream, тем более что публика об этом часто просила. Однажды после концерта Клэптон сказал Стиву Уинвуду: «Успех? Да, успех есть. Но нам вовсе не за то аплодируют. Это совсем не та группа, которую мы создавали».

После американских гастролей Клэптон заявил, что хочет записать сольную пластинку в Америке. И после его отъезда Blind Faith тихо распалась сама собой. Три остальных участника вошли в состав группы Airforce («Воздушные силы»), которую организовал Джинджер Бейкер. Вскоре Стив Уинвуд оттуда тоже ушёл в группу Traffic («Уличное движение»). По его словам, «Слепая вера» не состоялась потому, что на концертах все четверо её участников преследовали каждый свою музыкальную цель. Любопытно, и это происходило с Эриком не в первый раз, что пластинка Blind Faith возглавила список популярных альбомов и читатели музыкальных газет избрали группу самой многообещающей группой года, в то время как сама группа Blind Faith перестала существовать.

  Музыка Blind Faith   Presence Of The Lord   

Человек, имеющий талант к музыке, занимается ею по душевной необходимости. Успех – лишь побочный продукт этих занятий, а деньги – побочный продукт успеха. Уже в группе Cream Клэптон стал состоятельным человеком и, сменив множество квартир, решил наконец искать себе дом. На своё 24-летие он купил себе наконец в графстве Сарри поместье о 20 комнатах с 8 гектарами земельных угодий. Тогда, в 1969 году, поместье обошлось Эрику в 40.000 фунтов. Построен дом был в 1910 году в стиле итальянской архитектуры. У дома был вырыт декоративный пруд, при доме был плавательный бассейн и даже обсерватория. Эрик Клэптон за деньгами никогда не гнался и, может быть, даже их несколько презирал, но заимев их, тратил с удовольствием. Он купил себе спортивную машину Ferrari, для своей подруги – антикварный мотоцикл постройки 1929 года, как бы под стать дому. Подруга эта, 17-летняя девушка по имени Элис Ормсби-Гор,была дочерью барона Харлика, бывшего посла в Соединенных Штатах. Лорд Харлик был президентом Британского совета киноцензуры, организации весьма уважаемой. Итак, за какие-нибудь три-четыре года безвестный блюзовый гитарист без гроша в кармане превратился в рок-звезду и помещика. Сам Эрик это превращение пережил легко и естественно, но не со всеми было так. Дедушка и бабушка, воспитавшие Эрика, приехав в гости, попросту расплакались. Эрик принял их как родных и купил им потом полуторамесячную путёвку в кругосветное путешествие на океанском лайнере первым классом.

У Эрика началась новая жизнь без расписаний и гастролей. Играть теперь можно было с кем угодно и когда угодно. Именно тогда Клэптон совершает поездку в Торонто, где он выступил с Джоном Ленноном и Йоко Оно в составе Plastic Ono Band на торонтском рок-фестивале. Договорились о выступлении всего за день, и репетировать пришлось на борту самолёта по пути в Канаду. В этот период Клэптон записывается с разными музыкантами, в частности, с Джорджем Харрисоном на его известной тройной пластинке All Things Must Pass. В это же время выходит первая сольная пластинка Клэптона, записанная в Америке. Называлась она просто – Eric Clapton.

 

  Музыка Eric Clapton   Let It Rain   

Композиция с сольной пластинки Эрика Клэптона, запись 1970 года. В один из осенних дней 1970 года Клэптон зашёл в один из лондонских музыкальных магазинов и увидел левостороннюю гитару Fender Stratocaster – такие инструменты изготавливают для тех, кто пишет и делает всё левой рукой. В английских школах, кстати, писать правой рукой не заставляют. Так вот, эта гитара – зеркальное изображение обычного инструмента гитары для правшей: регуляторы на ней на другой стороне и порядок струн обратный. Такими инструментами пользуется, например, Пол Маккартни. Но ту гитару Эрик Клэптон купил для своего друга Джими Хендрикса, который тоже левша. В тот вечер он взял эту гитару на концерт, где рассчитывал встретиться с Хендриксом, но Джими Хендрикса там не было, и на следующий день стало известно, что той ночью Джими Хендрикс умер. Полтора месяца спустя, во время гастролей в Америке с друзьями, из Англии пришло известие о том, что дедушка Эрика в больнице, подозревают рак. Клэптон тут же вылетел домой, и вскоре после его приезда дед умер. Эти две смерти повлияли на Эрика. У него появилась отчуждённость, потребность в самопознании, одиночество и, главное, – новые опасные привычки. По его собственным словам, началось всё это почти случайно.

«В начале 1970 года, – вспоминает он, – у меня дома жила целая группа американских музыкантов и приятелей. Мы, бывало, играли целыми сутками, а потом шли спать. Неважно, день был или ночь. При такой жизни нужны стимуляторы. Мы пользовались слабыми наркотиками – марихуаной и кокаином. Но человек, доставлявший нам кокаин, всё время в нагрузку совал нам такую же порцию героина. Ему, видите ли, нужно было от него избавиться. Я знал, что это опасно, и героин не трогал. В конце концов этих пакетиков набрался целый ящик. Однажды я из любопытства попробовал. Мне понравилось. И последствия, в общем, были не такие уж тяжёлые. Около года я нюхал героин время от времени. Постепенно привычка усиливалась. Начинал я с двух раз в месяц, а кончил тем, что мне он нужен был ежедневно».

Приятели один за другим уезжали из поместья, и в конце концов Эрик и подруга его Элис остались там одни. Жизнь теперь была подчинена одной проблеме – как достать героин и где раздобыть на него денег, поскольку даже получаемых Клэптоном крупных сумм не хватало на пагубное зелье. В доме звонил телефон, но на него никто не отвечал, на стук в дверь никто не откликался. Запершись наверху в одной из спален, Эрик Клэптон проводил в наркотическом трансе дни, недели и месяцы. За исключением концерта для Бангладеш, организованного Джорджем Харрисоном 1 августа 1971 года, на который Эрик Клэптон всё же сумел приехать. В последующие три года его почти никто не видел. Самое страшное в наркотиках – это то, что они вызывают изменение личности. Наркоман всё меньше и меньше способен объективно оценивать окружающее, всё меньше стремится вернуться к прежнему нормальному состоянию. Единственным, что связывало Эрика Клэптона с реальным миром, была музыка, и отец Элис барон Харлик (по словам Клэптона, «человек благороднейшей души и абсолютный джентльмен») решил действовать с помощью гитариста из группы Who Пита Таунсенда. Во-первых, Таунсенд начал навещать Клэптона дома и пытался вовлечь его в музыкальные записи в домашней 8-дорожечной студии. Кроме того, в январе 1973 года была сделана попытка вовлечь Клэптона в благотворительный концерт, которому предшествовало десять дней репетиций. Клэптон появился на концерте в самый последний момент, объяснив своё опоздание тем, что все его концертные костюмы стали малы и брюки пришлось расставлять в последнюю минуту. Опытные люди знали в чём дело: у наркоманов часто развивается повышенная потребность в сладком. Эрик поедал шоколад пачками и сильно располнел. Но возобновившегося интереса к музыке и встреч с музыкантами было недостаточно. Это не могло само по себе излечить Клэптона. Но всё это создало в нём некую точку внутренней опоры и сделало возможным для барона Харлика следующий шаг. Он убедил Эрика встретиться с доктором Паттерсон, которая разработала собственный метод лечения наркомании.

Но вот об этом, о том, как Клэптону – одному из немногих – удалось выкарабкаться из этой ямы и о всяких других любопытных подробностях его дальнейшей личной жизни мы будем рассказывать на следующей неделе, а пока, дорогие друзья, мне остаётся проститься с вами до будущей пятницы, до обычного полночного часа. Всего вам самого лучшего, счастливо вам, ребята!

 

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024