РОК-ПОСЕВЫ

В виде pdf:

Читайте также:

20 февраля 1987: Eric Clapton - 3

Добрый вечер, друзья. Прежде всего хочу поздравить вас с дополнительным выходным днём в понедельник и напомнить солдатам и матросам срочной службы старую армейскую поговорку о том, что ДМБ неизбежна, как восход солнца. «Если армия сильна, – говорится в другой поговорке, – непобедима и страна!» Действительно, крепнет обороноспособность стран, растёт огневая мощь их армий благодаря гонке вооружений. И вот чем сильнее становятся эти армии, тем больше ширится и крепнет борьба за мир. Некоторые считают, что всё наоборот, что армии становятся сильнее по мере укрепления борьбы за мир. Борьба эта вступает в новые фазы, принимает новые формы, подчас довольно интересные. На прошлой неделе английские газеты сообщили о международном форуме за мир, проведённом в Москве в канун дня армии и флота. Сообщили они также, что среди приглашённых деятелей искусства и культуры на форум приехали, в частности, американский певец и киноактёр Крис Кристофферсон, вдова Джона Леннона Йоко Оно и вернувшийся в прошлом месяце из горьковской ссылки академик Андрей Сахаров. И невольно подумалось: какими же разными путями пришли к единому мирному знаменателю бывший вертолётчик американских ВВС, а потом преподаватель военной академии Вест Пойнт Крис Кристофферсон, Йоко Оно, посвятившая в 1968 году весь свой медовый месяц борьбе за мир в постели – сначала в Голландии, а потом в Канаде, пригласив на эту полежанку десятки журналистов и телерепортёров и, наконец – академик Сахаров, у которого последние семь лет под дверью горьковской квартиры круглосуточно сидит дежурный милиционер. Жизнь, друзья, подчас фантастичнее вымысла. Сегодня мы продолжаем наш рассказ об Эрике Клэптоне третьей по счёту передачей, но сначала, как обычно выпуск рок-хроники за неделю.

23 февраля. День рождения в 1958 году в графстве Кент певца и сочинителя Дэйва Сильвиана, участника группы Japan.

24 февраля. День рождения в 1942 году Пола Джонса – участника группы Манфреда Манна и Bluesbreakers.

24 февраля. В 1969 годугруппа Jimi Hendrix Experience в последний раз выступила в лондонском королевском Альберт-холле.

25 февраля. День рождения в 1943 году в Ливерпуле Джорджа Харрисона, участника The Beatles – гитариста, певца и композитора.

25 февраля. День рождения в 1945 году английской певицы Элки Брукс, урожденной Элейн Брукбиндер.

25 февраля. В 1957 году один из первых американских рокеров Бадди Холли записал своей первый хит That'll Be The Day.

26 февраля. День рождения в 1944 году в английском городе Челтнеме гитариста группы Rolling Stones Брай а на Джонса. Джонс умер в 25-летнем возрасте в июне 1969 года.

27 февраля. День рождения в 1951 году Стива Харли в Лондоне.

27 февраля. День рождения в 1957 году в Лондоне Адриана Смита из группы Iron Maiden.

27 февраля. В 1967 году Pink Floyd записали свою первую одиночную пластинку – песню «Арнольд Лейн».

28 февраля. В 1966 году клуб «Каверна» в Ливерпуле закрылся, задолжав кредиторам 10 тысяч фунтов.

28 февраля. В 1970 году группа Led Zeppelin выступила в Копенгагене под названием The Nobs, то есть «Дверные ручки» или «Набалдашники», поскольку датская аристократка Ева фон Цеппелин пригрозила подать в суд за использование её родовитой фамилии.

28 февраля. В 1977 году из группы Sex Pistols был уволен басист Глен Мэтлок. Ему на смену пришёл Сид Вишез (Сид Порочный), не зная тогда, что дни его сочтены.

Из последних новостей

Мы говорили на прошлой неделе, что на греческого композитора Вангелиса, автора музыки к фильму «Огненные колесницы», подали в суд за плагиат. Разбирательство это на прошлой неделе дошло до британского Верховного суда, в зал были приглашены истец, ответчик, свидетели, юристы, в зале стояли видеомашины, магнитофоны, инструменты и усилители. По просьбе судьи Вангелис продемонстрировал свой метод сочинения на синтезаторе, потом была заслушана песня City of Violets («Город фиалок») греческого композитора Ставроса Логаридеса, который утверждал, что в 1976 году проигрывал её Вангелису. Несмотря на некоторое сходство обеих мелодий, Верховный суд признал Вангелиса невиновным в плагиате.

Газета Melody Maker сообщает, что налоговое управление Великобритании с 6 апреля, с начала нового финансового года, собирается обложить стандартным 29-процентным подоходным налогом выручку с концертов иностранных рок-звёзд – речь в основном идёт об американских артистах. Американец Мит Лоуф (Мясной Рулет), гастролирующий нынче по Англии, заявил, что это турне может стать для него последним. «На коротких английских гастролях, – сказал он, – вообще трудно заработать деньги, кроме того, – добавил Мит Лоуф, – из 37 человек персонала 25 англичане – это шофёры, осветители, звукотехники, рабочие сцены, мы даём этим людям работу». Налоговое управление сообщило, что убытки по гастролям оно собирается возвращать, но не сразу, а после подведения итогов в конце года.

Melody Maker пишет, что в Сан-Франциско недавно была найдена коллекция неопубликованных студийных записей группы Doors, эти записи начнут выходить в свет в ближайшие несколько месяцев. Кроме того, официальный биограф группы Дэнни Шугерман недавно закончил ещё одну книгу о группе, которая выйдет к концу этого года.

Журнал Kerrang, объединяющий любителей тяжёлого музыкального железа, сообщает, что упомянутый выше Мит Лоуф (Мясной Рулет) попал в книгу рекордов, поскольку его пластинка Bat Out Of Hell («Летучая мышь из преисподней») продержалась в списке популярных альбомов 384 недели, перекрыв предыдущий результат – 381 неделю, – принадлежавший пластинке Sound Of Music – музыки к одноимённому фильму с участием Джулии Эндрюс.

Журнал Kerrang пишет также, что группа Whitesnake в конце марта выпускает новый альбом, он был записан частично в Ванкувере, в Канаде, частично на Вест-Индских островах, в Нассау, в знаменитой студии Compass Point. Группа выезжает также вскоре на гастроли, но состав, который записывал пластинку: Нил Марри на басу, Джон Сайкс на гитаре и Эйнзли Данбар на барабанах – на гастроли, видимо, не поедет.

Одна из английских немузыкальных газет, The News Of The World – некоторое время назад опубликовала слух о распаде группы Dire Straits, и вот газета Sounds на этой неделе помещает пояснение менеджера группы, что это не так, что гитарист Марк Нопфлер продюсирует пластинку, после этого будет работать над музыкой к фильму, басист Джон Иллсли весной будет записывать свой сольный альбом, но что группа в полном составе осенью приступает к работе над новым альбомом и на 1988 год уже распланированы гастроли.

Газета Sounds пишет также, что бывший барабанщик группы Clash Топпер Хедон на прошлой неделе был арестован в родном городе Дувре за хранение героина. Арестован он был в прошлую пятницу, просидел в полицейском участке до понедельника и в понедельник утром по решению суда был освобождён под залог.

Газета Sounds сообщает о прискорбном известии: менеджер американской группы Husker Du на прошлой неделе покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с моста в городе Миннеаполисе. 24-летний Дэвид Савой работал с группой последние два года. В связи с этой трагедией Husker Du отложили американские гастроли и, наверное, отложат гастроли по Великобритании.

И, наконец, о влиянии метода Станиславского на сочинение музыки. Этот метод работы актёра над ролью и собой, метод внутреннего перевоплощения был, в несколько изменённом виде, популяризирован в Америке известным театральным педагогом Ли Страсбергом и известен там просто как the Method. И вот недавно известнейший американский рокер Брюс Спрингстин в интервью английской телепрограмме рассказал о своей технике сочинения песен: он применяет всё тот же Метод. По словам Спрингстина, он внутренне эмоционально переживает ситуацию, описываемую в песне, полностью воплощается в ней, выплёскивая потом своё чувственное и мысленное содержимое в мелодии и стихах.

И, наконец, о влиянии метода Станиславского на сочинение музыки. Этот метод работы актёра над ролью и собой, метод внутреннего перевоплощения был, в несколько изменённом виде, популяризирован в Америке известным театральным педагогом Ли Страсбергом и известен там просто как The Method. И вот недавно известнейший американский рокер Брюс Спрингстин в интервью английской телепрограмме рассказал о своей технике сочинения песен: он применяет всё тот же Метод. По словам Спрингстина, он внутренне эмоционально переживает ситуацию, описываемую в песне, полностью воплощается в ней, выплёскивая потом своё чувственное и мысленное содержимое в мелодии и стихах.

Вот на этом, пожалуй, мы выпуск рок-хроники закончим и перейдём к рассказу об Эрике Клэптоне, который мы в прошлый paз прервали на создании группы Cream («Сливки»).

  Музыка Cream   Strange Brew   

В группе Cream, кроме Эрика Клэптона, было ещё два музыканта: басист Джек Брюс и барабанщик Джинджер Бейкер. Джек Брюс родился 14 мая 1943 года. Учился в Королевской шотландской академии музыки по классу виолончели. Кроме того, он играл на контрабасе, бас-гитаре, гармонике и фортепиано. В 1962 году приехал в Лондон, играл в джазовых и блюзовых оркестрах и, как мы помним, в группе Джона Мейолла повстречался с Эриком Клэптоном. Барабанщик Питер Бейкер по прозвищу Ginger, то есть «Рыжий», родился на юге Лондона 19 августа 1939 года. В 14 лет поступил воспитанником в духовой оркестр лётного училища. Играл на трубе, позднее перешёл на барабаны. Играл со многими известными традиционными лондонскими джаз-бандами, потом увлёкся современным джазом и блюзовой музыкой. Некоторое время Бейкер был даже постоянным барабанщиком в известном лондонском джаз-клубе Ронни Скотта. По национальности он был наполовину ирландцем, унаследовав нрав ярый и крутой. Басиста Джека Брюса, шотландца по национальности, тоже в пассивности обвинить было нельзя.

«Джинджер и я, – сказал он в одном из интервью, – никогда, никогда ни в чём друг другу не уступали. Но, может быть, именно из-за этой напряжённости взаимоотношений наша ритм-секция и была такой горячей. Я, честно говоря, переиграл со всеми лучшими барабанщиками мира, но такого музыкального накала не получалось больше ни с кем. Со мной происходило что-то удивительное. Внутри как будто огонь загорался. Когда мы выступали, то на сцене все друг друга заводили. Мы вовсе не играли для публики. Вообще, играть для публики – большая ошибка, в которую многие группы впадают. Хорошая музыка получается только тогда, когда на сцене хорошие музыканты играют друг для друга, для себя, а уж если при этом есть ещё и публика, то пусть она слушает на здоровье».

Эта вот музыкальная всепоглощающая страсть подогревалась личной неприязнью, переходящей порой в ненависть. Джек Брюс и Джинджер Бейкер враждовали открыто и безоглядно, что Эрика Клэптона чрезвычайно расстраивало.
«Однажды, – вспоминает Джек Брюс, – мы были в Копенгагене, ехали из аэропорта на концерт. В машине я, как обычно, рассорился с Джинджером, и Эрик был буквально в слезах».

Вспоминается другой случай. Во время долгой американской поездки 1968 года группа Cream, уже популярная, выступала на бейсбольном стадионе. Тогда тысячеваттных звуковых установок ещё не существовало, и Джек Брюс, увидев аппаратуру на сцене, пожаловался Джинджеру Бейкеру: «Послушай, – сказал он, – нам дали стоваттный усилитель для гитары, стоваттный усилитель для баса и стоваттный голосовой усилитель – у меня связки болят. Как же мы будем играть, ведь это же стадион?» – «Ничего, – ответил Бейкер, – сыграем». После чего Джек Брюс вышел на улицу, сел в такси, приехал в аэропорт, купил билет в Англию и стал ждать самолёта. Вдогонку ему бросились рабочие сцены. Они нашли его и буквально на руках донесли назад до машины.

Однако мы несколько забегаем вперёд. Начнём с первого выступления Cream, которое состоялось в июле 1966 года на национальном фестивале джаза и блюза в городе Виндзоре недалеко от Лондона. Выступавшие на подобных фестивалях новые группы образовывались обычно из молодых музыкантов, неизвестных, которых публика не знала. Группа Cream была одной из первых, созданной из трёх музыкальных знаменитостей. Этих трёх имён было достаточно, чтобы загипнотизировать публику и обеспечить выступлению Cream на фестивале шумный успех.

  Музыка Cream   Spoonful   

Менеджером группы Cream стал Роберт Стигвуд – тот самый Роберт Стигвуд, который впоследствии поднимал группу Bee Gees и создал свою международную музыкальную концертную империю. После того как сообщение о создании Cream появилось в музпечати, Эрику позвонил его старый приятель Бен Палмер, игравший раньше с ним когда-то в его первой группе The Roosters.

– Не нужен ли вам шофёр? - спросил он. – Я бы вас с удовольствием возил.
Клэптон устроил ему встречу с Робертом Стигвудом, представив его как человека, который будет их «возить».

– Вы действительно можете это делать? – спросил Стигвуд. – Я спрашиваю вас серьёзно, потому что в эту группу я вложил кучу денег.
Палмер, полагая, что речь шла о доставке группы на концерты, убеждённо кивал головой. Вскоре он приступил к своим новым обязанностям и повёз группу на первое выступление. Довёз ребят до клуба, проводил их на сцену и с чувством удовлетворения пошёл в пивную. Через часвернулся посмотреть, как идут дела. На сцене было пусто, там ещё, как говорится, конь не валялся.

– Ну как, – спросили его ребята, – всё готово?

– А что должно быть готово? – спросил по святой простоте в ответ Палмер. – Откуда ж мне было знать, – вспоминает он со смехом, – что нужно было ставить аппаратуру и прочее. В нашей группе Roosters было всего два усилителя по 30 ватт. Их приносили, как чемоданчики, ставили на сцену – вот и вся подготовка.

Надо сказать, что со временем Палмер стал отличным гастрольным администратором и справлялся со всеми сложностями международной разъездной жизни. В первых же выступлениях группы Cream критики отмечали взаимопонимание между музыкантами и живость диалога на сцене.

– Если кому и придёт в голову записывать концертную пластинку, – писал один критик, – то нужно идти на концерт группы Cream.

Однако первая пластинка группы, появившаяся в декабре 1966 года, была не концертной, а записью студийной и представляла группу с другой, не лучшей её стороны. В клинической студийной атмосфере добиться концертного накала не удавалось. Уже с момента выхода пластинки Fresh Cream группа была ей недовольна. Кроме того, первый альбом страдал от общей непродуманности программы и направления, от недостаточной отрепетированности. В апреле 1967 года группа поехала на десять дней в Нью-Йорк, в Америку, где во время школьных каникул в одном из театров был организован концерт для молодёжи, в котором каждая группа исполняла по одной или две песни. Концерты эти шли с утра до вечера по пяти раз на день. Несмотря на то, что в этих концертах принимали участие знаменитости: Уилсон Пикетт, Саймон и Гарфанкел, The Who и другие, такой музыкальный конвейер не мог не подействовать на ребят удручающе. И только сессии звукозаписи, организованные потом в нью-йоркской студии фирмы Atlantic, несколько подняли настроение.

Записанная тогда в апреле и мае музыка вошла во второй альбом группы под названием Disraeli Gears (ноябрь 1967-го). В сентябре 1967-го поехали на первые американские гастроли, когда кошмары нью-йоркского музыкального конвейера были ещё живы в памяти. На гастроли ехали с большой опаской. Однако первый же концерт в зале «Филмор» в Сан-Франциско показал, что Америки бывают разные. В 1967 году Сан-Франциско был мировой столицей философии хиппи, родиной лозунга «Власть цветам». Группа Cream с их длинными инструментальными соло и упором на индивидуальность музыкантов оказалась абсолютно идеальной для калифорнийских любителей конопли. Немалую роль сыграл и знаменитый импресарио Билл Грэм, которому Клэптон пожаловался, что на сцене им не хватает времени для развития своей музыки.

– Идите, – сказал им Билл Грэм, – и играйте, как хотите. Захотите играть соло на всю ночь до утра – играйте. Никто этого раньше не делал. Посмотрим, что из этого выйдет.

Выступления в Сан-Франциско вызвали совершенно неуёмный восторг и стали триумфальным, поворотным пунктом в судьбе группы Cream.

  Музыка Cream   Sunshine Of Your Love   

Американский успех странным образом создал обстановку, предрешившую закат и даже гибель группы. Несмотря на ряд успешных выступлений в Англии, было совершенно очевидно, что настоящая массовая аудитория находится в Америке. Спрос на группу был там так велик, что в феврале 1968 года Cream начала американское турне, рассчитанное на несколько месяцев, а уже в апреле было объявлено, что гастроли продлеваются до июля. Всякий, кто вообще выезжал на длительные гастроли, знает, что примерно после полутора месяцев у артистов начинаются нервные срывы, и гастроли Cream пришлось прервать, дав участникам десятидневную передышку.

Обстановка вообще внутри группы была тяжёлой. На нескольких концертах все трое друг с другом вообще не разговаривали, молча расходясь после выступления. Зачастую с концерта на концерт, из города в город переезжали отдельно. В гостиницах жили не только что в разных номерах или на разных этажах, подчас настаивали на том, чтобы их селили в трёх разных отелях. Встречались в гримуборной за несколько минут до концерта. Неминуемый распад группы уже виден был на горизонте. По окончании американской поездки и последовавших за ней европейских гастролей Клэптон неоднократно разговаривал с менеджером Робертом Стигвудом, заявляя ему о своём желании группу покинуть. Он не мог больше выносить обстановки вражды и внутренней неприязни, но Стигвуд употреблял всю свою изобретательность, энергию, обаяние, чтоб сохранить группу как можно дольше. Пластинки её уже продавались миллионными тиражами. А, скажем, за полтора месяца американских гастролей группа зарабатывала 650 тысяч долларов. Весь этот денежный оборот нужен был Стигвуду для укрепления и расширения его дела, потому что на очереди у него были другие протеже. В 1967 году он уже подписал долгосрочный контракт с "Bee Gees". Но именно это превращение группы в денежную машину только укрепляло решимость Клэптона выйти из неё как можно скорее. В течение 1968 года успели записать и выпустить в конце лета двойную пластинку Wheels Of Fire («Огненные колёса»).

В конце концовстало ясно, что группу вместе уже не удержать никакими силами, и на 26 ноября 1968 года в лондонском королевском Альберт-холле был намечен прощальный концерт Cream. Билеты на него продались за два часа. Пришлось объявлять второй дополнительный концерт. Распад группы, однако, не означал, что пластинки её перестали выходить, потому что впрок было записано достаточно материала. После «Огненных колёс» вышла пластинка Goodbye («Прощай»). В октябре 1969 года - сборная пластинка Best of Cream («Лучшие (или избранные) произведения Cream»). Вслед за ней – концертные альбомы Live Cream и Live Cream, Vol.2, то есть «том второй». Но всё это было, так сказать, светом погасшей уже звезды. Три участника группы пошли дальшесвоими путями, и путь Эрика Клэптона мы проследим дальше на будущей неделе. Пока же, дорогие друзья, мне остаётся проститься с вами и пожелать вам всего самого лучшего, счастливо вам, ребята.

  Музыка Cream   Badge   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024