РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

16 декабря 1983: Culture Club - 1

Добрый вечер, друзья. Поздравляю вас с наступающим Рождеством Христовым и надвигающимся Новым Годом. Эти предновогодние дни - время подведения итогов, подбивания бабок и сведения счетов. Трудящиеся и тунеядцы рапортуют о своих и чужих делах, до нас пошли кое-какие сообщения: Небывалый урожай - по тридцать центнеров с гектара собрали любители стеклотары в садах и парках страны. Трудящиеся Энского радиозавода досрочно выполнили годовое задание и выработанные сверх плана микрофоны пойдут теперь на строительство гостиниц. На одной из станций техобслуживания на запчасти растащили две казенные автомашины. Это - внушительная победа левых сил. Однако - не для такого гнилого зубоскальства встречаемся мы с нами на короткой волне. Наша программа сегодня тематическая, она посвящена новой известной английской группе "Culture Club" ("Клуб культуры"), но сначала - очередной выпуск РОК-ХРОНИКИ:

13 декабря. В этот день в 1957 году один из первых рокеров, негритянский певец Джерри Ли Льюис, тайно поженился на 13-летней Майре Льюис, дочери своего двоюродного брата, женитьба произошла за 5 месяцев до законного развода Льюиса со своей второй женой, когда все выяснилось, то разразившийся скандал чуть не положил конец блестящей карьере артиста.

В этот день в 1966 году группа Pink Floyd впервые выступила в крупном концертном зале - в лондонском "Альберт Холле", на представлении, организованном благотворительным обществом Oxfam.

В этот день в 1966 году Plastic Ono Band, группа, в состав которой кроме Джона и Йоко Леннон вошли Эрик Клаптон, Клаус Форман и Алан Уайт, выступила на фестивале мира в канадском городе Торонто. До этого участники группы никогда вместе не играли на сцене, и свое концертное выступление перед многотысячной аудиторией Plastic Ono Band пришлось репетировать в самолете.

13 декабря. В 1974 году Джордж Харрисон стал первым артистом рока, получившим официальное приглашение от президента США – посетить Белый Дом. Приглашение на обед было прислано президентом Фордом.

14 декабря. В 1974 году из группы Rolling Stones в этот день ушел гитарист Мик Тейлор, группа в это время записывала очередную пластинку в Мюнхене. Мик Тейлор за пять лет до этого события пришел в группу вместо Брайана Джонса, после него в группу пришел Рон Вуд.

14 декабря 1971 года Джон Леннон и Йоко Оно выступили на прощальном обеде в честь Генерального Секретаря ООН У Тана.

16 декабря. В этот день в 1977 году состоялась премьера кинофильма Saturday Night Fever ("Субботняя лихорадка"), с которого началось повальное увлечение дискоманией. Фильм поставил исторический рекорд по кассовым сборам, а пластинка с музыкой из фильма находилась рекордное количество недель на вершине американского списка.

16 декабря - день рождения в 1946 году в Стокгольме, в Швеции, Бенни Андерсона, певца и пианиста группы ABBA, одного из ее основателей.

18 декабря. В этот день в 1981 году Род Стюарт выступил в лос-анжелесском концертном зале "Форум", представление транслировалось в 23 страны и одновременно передавалось по многим коротковолновым станциям Соединенных Штатов, только телевизионная аудитория концерта составила 35 миллионов человек.

18 декабря - день рождения в 1938 году в Ньюкасле-на-Тайне в Англии, Часа Чандлера, басиста группы Animals, впоследствии, с 1970 года, менеджера группы Slade. В свое время Час Чандлер привез в Лондон Джими Хендрикса и открыл его для британской аудитории и прессы.

18 декабря - день рождения в 1943 году в графстве Кент Кита Ричардса - гитариста и певца группы Rolling Stones, одного из ее основателей и соавтора большинства песен группы.

На этом мы обзор рок-хроники заканчиваем, переходим к рассказу о группе "Culture Club" ("Клуб культуры").

  Музыка Culture Club   Do You Really Want To Hurt Me?   

"Do You Really Want To Hurt Me?" ("Зачем ты делаешь мне больно?"), песня с которой началась всемирная слава "Клуба культуры" и солиста ее, которого зовут Бой Джордж (Мальчик Жора). Всего за год "Клуб культуры" дважды поднимался на вершину британского списка недели, а оба альбома группы войдут, по-видимому в десятку популярнейших альбомов 1983 года. Кроме того, все эти пластинки получили многочисленные платиновые, золотые и прочие награды из редких и цветных металлов по всему свету. Секрет успеха, мне думается надо искать в личности самого Мальчика Жоры. Собственно уже одно имя Мальчик Жора вызывает улыбку, потому что по виду Жору мальчиком назвать можно лишь очень и очень условно, Жора подводит брови, румянит щеки, губы сверкают помадой, а длинные волосы заплетены в тонкие косички, перевитые всякими ленточками и тряпочками. Из одежды Жора предпочитает просторные рубахи до колен и широкие порты, но иногда для разнообразия носит онучи с сапогами и этакий просторный кафтан. На голове у Жоры шляпа - иногда простая черная, иногда соломенная с цветами ромашки. Боюсь, что по скудости таланта достойного описания я дать не могу, а посему умолкаю. Ясно одно: перед нами нечто среднее между женственным юношей и мужественной девушкой, этакая рок-звезда среднего рода. С одной стороны, появление Мальчика Жоры на британском поп-небосклоне было обусловлено революционной ситуацией: музыкальные низы не хотели жить по старому, а верхи не могли. В недрах рок-вулкана, в массе раскаленной человеческой лавы что-то колобродило, шипело и готово было булькнуть. С другой стороны, с исторической точки зрения, Мальчик Жора является продолжением славной традиции английских переодевальщиков типа Дэвида Боуи, до него - Марка Болана и других, традиции, уходящей корнями в средневековье, в театр, где комедийные женские роли играли мужчины, и еще дальше к шутам при дворе и т.д. аж до самой древней Греции. Непостижимым образом человечество всегда усматривало в таком вот перекрестном опылении одежды нечто для себя смешное и даже до сегодняшнего дня кое-где пожилые дяди развлекают миллионы телезрителей, натягивая на себя женские платочки. Если вспомнить традиционных русских ряженых или костюмированные карнавалы, на которых можно было дать волю тайному желанию переодеться, то мы смело сможем заявить, что, во-первых, Мальчик Жopa выражает подспудные чаяния миллионов простых людей планеты, а, во-вторых, как артист, как развлекатель, как, наконец - я не боюсь этого слова - всенародный шут - он уводит нас от каждодневной обыденности в сверкающий разноцветный мир сказки, где уютно и смешно и где нет места опасному чувству физического влечения полов, которое не удается искоренить несмотря на широкую программу политико-воспитательной работы.

  Музыка Culture Club   Boy, Boy (I'm The Boy)   

"Boy, Boy" песня "Мальчик, мальчик" с первого альбома группы "Culture Club" ("Клуб культуры").

История нашего героя начинается в 1961 году, когда 14 июня у строительного рабочего по имени Джеремия О'Дауд и его жены Дианы родился третий сын. Сына назвали Джоржем. Семья была типичная ирландская, католическая, бедная, жила не в своей, а в государственной квартире.

- Когда я был маленький, - вспоминает Мальчик Жора -, то мы каждое воскресенье ходили в церковь. Но потом однажды мой младший братишка стянул с себя в церкви штаны. После этого появляться там было неудобно. Я был этим очень доволен. Отец Джорджа в свое время заведовал боксерским клубом и молодой Жора наведывался туда на тренировки в течение 3 лет. Однако, на ринг выходить отказывался. В 11 или 12 лет Джордж открыл для себя Марка Болана и почувствовал неодолимую тягу одеваться не так как все. Начались неприятности - сначала дома, а потом и в школе. "Помню, как я постриг волосы в форме клина и покрасил их в оранжевый цвет, - вспоминает Джорж, - директор спросил меня тогда: "Ты это кого изображаешь, морской буй что ли?" Не знаю, что ему не понравилось, сам то он был одет еще смешнее - в длинную мантию и шапку с четырехугольной доской и кисточкой". "Школа, - говорит Жора, - по моему стремится к тому чтобы уничтожить личность человека, сравнять ее с остальными. Ведь намного легче учить 20 человек, которые думают одинаково, нежели 19 одинаковых и одного отщепенца. Большинство, в конце концов уступает и подчиняется, я - просто не смог, для меня подчиниться этому давлению было просто невозможно". Вскоре после того, как Джорджу исполнилось 15 лет, родители его получили письмо от директора школы. Директор писал: "Я не хотел бы брать на себя ответственность за то, что Джордж может сделать сам с собой и другими, если он будет продолжать оставаться в школе."

  Музыка Culture Club   I'm Afraid Of Me   

"I'm Afraid Of Me" ("Я боюсь себя") - песня с первого альбома группы "Culture Club" ("Клуб культуры").

- Покинув школу, - вспоминает Джордж, - я решил, что обычная работа мне просто не по душе.

Шел 1976 год, в Англии бурно нарождался панк, на изломах старой эстетики росли причудливые поганки. На улицах английских городов появились малиново-оранжевоволосые парни и девчонки в самых немыслимых одеждах, из общества выделялось племя людей, сигнализировавших друг другу семафором одежды о своем несогласии с миром скучных взрослых, о своем бунте, о своем желании выразить себя - пусть даже через прическу Я У МАМЫ ДУРОЧКА. Панки собирались в своих излюбленных местах, питали друг друга идеями, слушали музыкальный скрежет любимых групп. Джордж подрабатывал на жизнь на барахолке в фешенебельном районе Челси, где он продавал костюмы эпохи Глена Миллера. Настолько старомодные, что сверхмодная молодежь с удовольствием их носила. Когда в 1977 году Жора уехал в Бирмингем он подружился с дизайнером одежды Мартином Дэгвиллем и некоторое время снимал с ним вместе квартиру.

- Жили мы весело. - Вспоминает Джордж. - Волосы я красил тогда в сиреневый цвет и заплетал их в косу. Одно время я разгуливал с зеленым лицом, потом покрасил его в голубой, а шею в красный. Мы с Мартином бывало, выглядели как две злые сестры из сказки "Золушка".

В 1978 году Джордж вернулся в Лондон и застал нарождение "новых романтиков", возникшая вначале как фракция в рядах панков и поддержанная более изысканной и более артистичной панк-молодежью. Появились дискотеки "новых романтиков", где играли группы типа "Балет Шпандау" или "Duran Duran". А законодатель лондонских салонов Стив Стрейндж (Стив Странный) и окружение организовывали клубы, куда обычно одетым людям вход был воспрещен.

  Музыка Culture Club   You Know I'm Not Crazy   

"You Know I'm Not Crazy" ("Знаешь, я не сумасшедший") - песня с первого альбома группы "Culture Club".

Новые романтики и вся эта одевальня-переодевальня были явлением объективно существовавшим, поэтому британская пресса, стремящаяся отражать жизнь во всех ее проявлениях, естественно заинтересовалась и во многих газетах, особенно молодежных, стали регулярно появляться статьи и фотографии. "Когда я бывало приходил домой наведать родителей, - вспоминает Джорж, - то отец разглядывал фотографии в журнале, говоря мне - смотри-ка, и ты сюда попал! Этого он никак понять не мог." После нескольких заметок и фотографий в центральных газетах Джордж некоторое время работал манекенщиком в доме одной английской сверхмоды, появлялся в рекламных роликах на телевидении. Затем Королевский Шекспировский театр задумал постановку под названием "Голые роботы" (это из жизни панков) и Джорджа попросили помочь с костюмами. После окончания работы над спектаклем он совместно с дизайнером Сю Клоусом открыл магазин одежды под названием "The Foundry" ("Литейный цех"). Содружество это оказалось не только успешным на поприще моды, но продолжает обеспечивать и сегодня "Клуб культуры" живописным тряпьем последней модели. К этому же времени относятся и первые попытки Жоры заняться музыкой. - Музыка эта, - вспоминает Джордж, - была с политуклоном, тяжелый рок. Слова были очень чувственные, сексуальные в стиле французского драматурга Жана Кокто. Все это напоминало студенческую самодеятельность за исключением того, что сам я никогда студентом не был.

Однажды вечером Джордж был в клубе, где он увидел знаменитого менеджера группы "Sex Pistols", а впоследствии создателя группы "Bow Wow Wow" Малколма Макларена и как был одет, то есть в соломенной шляпе и на высоких каблуках, подошел к Макларену и был представлен общими знакомыми. В это время Макларен носился с античной идеей Адониса, этакого нежного женственного юноши, который мог бы стать новым рок-героем. И хоть Мальчик Жора был не совсем тем, что Макларен искал, решили его попробовать.

- Музыкантам в группе, - вспоминает Джордж, - я совсем не понравился. Им не понравилась моя уверенность в себе. Она их просто пугала. Макларену я тоже не приглянулся. Он никак не мог примириться с идеей моего 'Я'. Он привык сам поставлять идеи и заставлять людей вокруг него эти идеи осуществлять, со мной этого не получалось, у меня было своё мнение, которого Макларен просто не понимал. Кроме того, он считал, что я слишком уж странный и людям это никогда не понравится.

Выступление Мальчика Жоры с группой "Bow Wow Wow" состоялось всего один раз, потому что после концерта в лондонском зале "Rainbow" Макларен отменил намечавшуюся 40-дневую гастрольную поездку. Однако это поражение обернулось своеобразной победой - короткого сотрудничества с Маклареном оказалось достаточным, чтоб привлечь к Мальчику Жоре внимание специалистов, а также внимание гиен пера и шакалов ротационных машин.

Наш рассказ о Мальчике Жоре мы продолжим на следующей неделе, пока я оставляю вас с песней "I'll Tumble 4 Ya" ("Для тебе я перевернусь"), хочу проститься с вами, пожелать вам всего самого наилучшего. Счастливо вам, ребята!

  Музыка Culture Club   I'll Tumble 4 Ya   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024