РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

В виде pdf:

Читайте также:

3 декабря 1982: Human League

Добрый вечер, друзья.

Получили мы тут несколько письменных упреков. Передаете, мол, чересчур много металлического рока, на дворе ведь не семидесятые, а восьмидесятые годы. Даешь рок новой волны! Про который в журнале "Ровесник" N9 напечатано еще под статьей: "Кто он такой?" Рассказал хотя бы вот про группу "Human League". Что ж, про новую волну - это мы можем. Одного только, товарищи, не надо забывать: разные там волны - это, конечно, хорошо, это, так сказать, надстройка, но основой исторического прогресса была и по-прежнему остается тяжелая металлургия!

  Музыка Human League   Don't You Want Me   

"Don't You Want Me" - "Разве ты меня не любишь?", песня группы "Human League", сделавшая ее популярной во многих странах.

Но, начнем наш рассказ по порядку. С июня 1977 года, когда два программиста электронно-вычислительных машин Иан Крэйг Марш и Мартин Уэйр, решили создать группу, и роль солиста, понимаете, вокалиста, они предложили санитару госпиталя пластических операций Филипу Оуки. Думаю, что работа санитаром в Институте красоты научила Филиппа не только разглаживать чужие морщины, но и не допускать появления своих собственных, а такое умение смолоду - ой как полезно. Ни один из участников нотной грамоте не обучался, и как говорится, ноту ре от ре бемоль мог отличить только по цвету кости на клавиатуре. Но у них было главное - понимание, чего они хотят добиться и какими средствами они будут осуществлять свои идеи. Общее направление - концертное исполнение электронной музыки.

Программисты-электронщики вносили в общую копилку свое понимание машинной логики синтезаторов и компьютеров, а Фил Оуки, как мы уже говорили, свое профессиональное понимание красоты, которому он в Институте обучился, а так же - собственную, незаурядную внешность и приятный баритон. Для придания вида приглашен был в группу режиссер-оформитель Андриан Райт, который подбирал диапозитивы для выступления группы, а так же придумывал изобразительные идеи для плакатов, конвертов и так далее. Я сам, например, впервые обратил внимание на группу из-за изобразительных идей. На стенах и заборах стали появляться большие черно-белые плакаты с памятными фотографиями из истории. Вот, например, Юрий Гагарин шагает по ковровой дорожке, чтоб рапортовать Никите Сергеичу о первом успешном космическом приземлении, вот - Папа Римский в нацистском Берлине, идет с благословением в окружении эсэсовцев и так далее А поверху плаката крупно - название группы: "Human League" - "Лига человеческая". Эти плакаты скупым, шершавым языком, как бы говорили об общности всего человеческого, в независимости от границ или мировоззрения.

  Музыка Human League   Circus Of Death   

"Circus Of Death" - "Смертельный цирк", песня с первой одиночной пластинки, выпущенной летом 1978 года независимой пластиночкой компанией "Fast Product" - "Быстрый продукт" из города Шеффилда.

Почему Шеффилда? Забыл упомянуть-с, группа шеффилдская, и таким образом, наши будущие мастера электронно-чарующих звуков - родом из британского центра сталелитейной промышленности. Это, товарищи, еще раз подтверждает справедливость открытого нами тезиса о новой волне, как о надстройке над базой тяжелого металла. Но вернемся к рассказу. Энергичный директор компании "Фаст Продакт" Боб Ласт стал также и менеджером группы, и после выхода в свет первой сорокопятки он привез группу в Лондон. Где "Human League" впервые выступила в клубе "Music Machine". Второе, основное отделение, играла группа под названием "Resilos", на гитаре этой группы играл некий Джо Коллес. Знакомство с Джо Коллесом положило начало эпизодическому сотрудничеству, продолжавшемуся около трех лет. А в прошлом году Коллес, уже стал полноправным членом группы. Не будем, однако, забегать вперед.

Летом 1978 года фирма "Fast Product" толкала первую пластинку новой и малоизвестной группы. Дело это вообще не простое. Магазины торгуют пластинками не только из любви к искусству, а их прибыль зависит от количества проданных единиц, никто, понятно, с лежалым товаром дело иметь не хочет, предпочитая пластинки из списка. Получается своего рода заколдованный круг - пластинку трудно продать, если она не популярна, а популярной она становится только при массовой продаже. При таком положении молодыми и не очень оперившимися группами занимаются небольшие и независимые пластиночные компании. Делами в них зачастую заправляют один или два энтузиаста, покрывая убытки бизнеса из собственного кармана. "Откуда он все это знает?", - можете спросить вы на этом месте, - и я вам отвечу: "Из первоисточника, друзья, из первоисточника". Когда независимым компаниям удается продвинуть своих артистов, то эстафету у них зачастую перенимают крупные фирмы, с отлаженной системой рекламы и сбыта, за соответствующие отступные, разумеется. Так произошло и на этот раз. В апреле 1979 года группой заинтересовалась фирма "Virgin", и после полюбовного, трехстороннего согласия, контракт был подписан и началась работа над первой долгоиграющей пластинкой под названием "Reproduction" -"Воспроизведение".

Обложка пластинки давала толкование слова воспроизведение во вполне определенном смысле: над крупной фотографией группы обнаженных младенцев, покрытой стеклом, стоят три пары ног: две тети и дядя. Стекло от тяжести раскололось и создается впечатление, что младенцы на фотографии плачут от того, что им больно и тяжело.

Послушаем песню с этого альбома, она называется "Empire State Human". Empire State Building в Нью-Йорке - одно самых высоких зданий мира, думаю все это знают, так вот "Empire State Human" - это песня про человека, воображающего, что он безгранично растет. "Я высокий, я высокий - поется в песне, - я уже многоэтажный, скоро еду я в Египет, там я буду пирамидой."

  Музыка Human League   Empire State Human   

В мае 1980 года в свет выходит второй альбом "Human League" - под названием "Travelogue". На этом альбоме нет ни обычных для слуха гитары или баса, ни даже электронных барабанов, только синтезаторы и голос. На одной из композиций, выпущенной впоследствии отдельной сорокопяткой, даже и голоса нет - одни электронные телебуи. Называется композиция "Toyota City". "Toyota" - это японская машиностроительная фирма, city - это город. Такого города на нашем глобусе, вроде, не значится, может, глобус устарел, но не в этом дело. Композиция, на мой взгляд, хорошо передает японскую утонченность в обстановке, понимаете, броской рекламы и растущего одиночества жителей высокоразвитого, промышленного, электронного общества. Притом - одиночества, растущего не днем, а вечером, а может, даже ночью - после отбоя.

  Музыка Human League   Toyota City   

"Toyota City" - с альбома "Travelogue", запись 1980 года.

Итак, 1980 год шел успешно, все, вроде, было хорошо. На октябрь были запланированы обширные гастроли по Великобритании, но подвел, как говорится, человеческий фактор. В группе возникли разногласия и она раскололась пополам Мартин Уэйр и Иан Крэйг Марш решили идти своим путем. Один из них сформировал ныне довольно популярную группу "Heaven 17" - "Небо N17", а другой - "BEF" - "British Electric Foundation". Короче, в группе "Human League" осталось двое: певец Филип Оуки и режиссер-оформитель Эндриан Райт, но ни тот, ни другой ни на чем толком играть не умели. Пытались было отменить гастроли, но билеты продавались заранее и возврат их означал бы, крупную неустойку. Решили идти на пролом. В одной из дискотек Шеффилда друзья заприметили двух подружек из последнего класса средней школы - приятных собою, с хорошей плавностью движений, и, недолго думая, пригласили их в группу. Кроме того, в группу был приглашен старый приятель Фила Оуки, басист Иан Берден, которому пришлось перейти на синтезатор. И вот так: с одним синтезатором, с рядовыми эффектами и двумя молоденькими подпевалами начала группа "Human League" свою вторую жизнь.

Осенние гастроли 1980 года прошли успешно, и 1981 год группа встретила репетициями уже в новом составе. Была одна трудность - обе девушки, Джоан Кэтеролл и Сьюзан Салли, заканчивали школу, готовились, понимаете, к аттестату английской зрелости. И их родители, наслушавшись ужасающих историй о рок-музыкантах, против их морального разложения отменно возражали. Лишь после многократных визитов и солидных разговоров за чаем удалось Филлу Оуки и Эндриану Райту убедить родителей в том, что они не наркоманы, не пьяницы, не дебоширы, а вполне благовоспитанные английские юноши, со вполне серьезными намерениями. А намерения эти, надо сказать, появились у Фила Оуки с первой встречи в дискотеке - Джоан ему приглянулась. Короче, совместными усилиями родителей удалось уломать. А к лету, когда пластинки "Human League", продавались уже тысячными тиражами, на некоторое понижение успеваемости девиц никто уже внимания не обращал. Повысилась зато успеваемость группы в целом. Семнадцатилетние певицы-девицы прекрасно ощущали вкусы своих сверстников, и имели, что называется, нюх на успех. Так они первыми высказались за выпуск одиночной пластинки с песней "Sound Of The Crowd" - "Звуки толпы". Надо сказать, чутье их не подвело - "Sound Of The Crowd" поднялась до 12 места списка.

Счастливо вам, ребята.

  Музыка Human League   Sound Of The Crowd   

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024