РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

5 октября 2002: Rush - 8

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Собрались мы тут семейным дуэтом съездить на пару дней в Рим. Собираем вещи, поем что-то из итальянского: "Эта песня за два сольди, за два гроша..." Всю жизнь, кстати, хотел спросить сочинителя русского текста: как за два сольди или за два гроша? Грош - это валюта польская и австрийская, а сольдо - в прошлом одна двадцатая лиры - вообще как деньга из употребления вышла еще в 1947 году. К тому моменту, когда я попал в Италию в конце 70-х, лира тоже сильно измельчала. В одном американском долларе помещалось их почти тыща штук. Милле лире. Тысяча баксов были соответственно миллионом лир, миллион - миллиардом, миллиард - триллионом, а уж про итальянский государственный бюджет того времени даже и говорить трудно: какие то сикстиллионы. В аэропорту перед вылетом наведался в бюро обмена. "Скажите, у вас есть итальянские лиры?" - спросил я, стараясь быть обворожительным. Молодой человек за стеклом как-то напрягся и, стараясь изо всех сил оставаться вежливым, ответил: "мы... не держим итальянских лир, сэр. Вам, может быть, лучше обменять ваши деньги в Италии". В переводе с английского на русский это означало: "Ты что, блин, вообще спятил? Какие, нафиг, лиры? Их давным-давно нет, дура! По всей Европе теперь единая валюта - евро!" Я сделал для себя этот мысленный перевод и поплелся восвояси, чувствуя себя полным тугриком. Два дня лежало это у меня грузом на душе, и только встреча у римского вокзала Термини принесла хоть какое-то облегчение. Старуха-нищенка просила милостыню. Видимо, делает она это много лет, потому что по старой привычке протягивала руку со словами "ченто лире, сеньоре!", то есть "дайте хоть сто лир!" Вспомнил я свой разговор в аэропорту, полез в карман и дал ей целый еврик. Пусть изучает новую валюту, а то ей невдомек, и может быть прохожие сплавляют ей старую, незвонкую алюминиевую мелочь, монетки в сто лир, на которые не купишь даже воду из-под крана.

Заглянем в рок-хронику. 9 октября. В 1940 году в Ливерпуле в Англии родился Джон Уинстон Леннон, певец, гитарист, сочинитель, продюсер, основатель "Битлз", автор сольных альбомов. Погиб почти 22 года назад в Нью-Йорке.

9 октября 1944 года в Лондоне родился Джон Энтуисл, басист из "The Who". Не так давно тоже умер.

10 октября. В 1955 году родился вокалист "Ван Хейлен" Дэвид Ли Рот.

12 октября. В 1971 году герой раннего рокенролья, Джин Винсент, умер в возрасте 36 лет от инфаркта, вызванного кровоточащей язвой желудка.

Из последних новостей. На вершине американского хит-парада - подборка известных синглов Элвиса Пресли. Только за первую неделю продано больше полумиллиона дисков.

2 октября в лондонском зале "Аполло Хаммерсмит" выступил Дэвид Боуи. Последний раз он выходил на эти подмостки в 1983 году, а за 10 лет до того, в июле 1973 года, еще в костюмчике Зигги Стардаста, объявил со сцены, что он навсегда покидает музыку. Нынче, как и в былые годы, билеты разошлись мгновенно, концерт продолжался три часа, 55-летний артист продемонстрировал отличную форму.

Робби Уильямс подписал с фирмой EMI самый крупный контракт в истории британской поп-музыки. Поговаривают о цифре в 80 млн. фунтов. Сам Уильямс на эту тему говорить отказывается, мол, мама меня так воспитала, об этом говорить неприлично. Но любители считать чужое взахлеб сообщают, что он получает 10 млн. фунтов авансу за пластинку Escapology, еще 15 млн. получит за последующий альбом, а остальные 55 млн. - за четыре диска после этого. Несмотря на такие затраты, эти новости были хорошо восприняты на лондонской бирже, и акции EMI немного поднялись. Напомним, что фирма сильно прокололась на Мэрайе Кэрри полтора года назад, и ее котировка на бирже сильно пострадала.

Мы сообщали вам, что 12 января прошлого года в лондонском районе Кентиш-таун у паба (хорошо мне знакомого, поскольку редакция журнала "О!" была почти через дорогу) произошел инцидент, в котором был замешан поп-кумир 80-х Адам Ант. Колеса британского правосудия раскручивались медленно, со скрипом и, наконец, наш герой, 48 лет от роду, предстал перед судьей под своим метрическим именем Стюарт Годдард. В течение всего заседания сидел с закрытыми глазами. Действительно, видеть судью в парике из овечьей шерсти порой бывает невыносимо. Свидетели подробно описали произошедшее. В тот вечер Адам заявился в паб в маскировочной куртке и фуражке. Этакий десантник. Завсегдатаи признали его, и для прикола стали напевать мелодию из известного ковбойского вестерна "The Good The Bad and The Ugly". Наш герой вспылил, вышел вон, но скоро вернулся с пистолетом в руках. Пиф-паф, ой-ой-ой... Потом выяснилось, что пистолет - стартовый, подарен ему отцом. Но в тот момент народ перепугался. Для пущего эффекта Адам запустил в окно пивной тяжеленной железякой - стартером от машины. В этом пабе оконная витрина - невыразимой красоты. Местами светится оранжевым, изукрашена резными вензелями по стеклу. Такого даже в Елисеевском магазине не увидишь. Понятно, что в момент ареста его приняли за сумасшедшего и поместили в психпалату ближайшей больницы. Приговор - штраф в 500 фунтов (наверное, за стекло), принудительное участие в общественной реабилитационной программе сроком на год.

По отечественному телевидению, если кто не знает, по субботам на канале РТР идет передача "Стань звездой". Результатом аналогичного проекта в Англии пару лет назад стала группа Hear'Say. На днях, накануне своего двухлетия, группа распалась. Причина странная - ненависть публики. "Невозможно пройти по улице! - жалуются звезды, - люди оскорбляют, осыпают бранью..." Почему? Ведь все начиналось так хорошо, всеобщее обожание, огромные тиражи пластинок... Их первый сингл Pure and Simple продался полумиллионым тиражом всего за первую неделю. И вот теперь...

На этом рок хронику закончим, вернемся... Как вы думаете к чему? К рассказу о группе Rush, который в мае этого года прервали после седьмой передачи.

  Музыка Rush      

В прошлый раз, помнится, мы остановились на событиях осени 1978 года, когда у группы вышла пластинка "Hemispheres - Полушария", навеянная мыслями о полушариях коры головного мозга гомо сапиенса. Вышла пластинка, после этого, как водится, поехали на гастроли, которые начались в октябре, а закончились только в июне следующего года. 113 концертов в Канаде, Америке, Англии, Европе. Не стану вас утомлять перечислением городов или цифрами проданных билетов. Нас интересует нетленка - то, что музыканты оставили после себя неблагодарным потомкам. Для записи следующей пластинки "Permanent Waves - Постоянные Волны", вся команда поехала в штат Онтарио в сельское хозяйство Lakewood Farm. Нил Перт заперся в тихом коттедже и принялся грызть карандаш, сочиняя стихи. В деревне были сделаны все пробные ленты, записывать пластинку поехали в Le Studio в Монреаль. Сводили диск в студии Trident в Англии. Она вышла в свет в январе 1980 года. За этим последовали пятимесячные гастроли по США. Permanent Waves были хороши приняты публикой, пластинка вошла в первую пятерку американского альбомного хит-парада. В Англии альбом поднялся еще выше - до 3-го места, а песня "Spirit Of Radio - Дух Радио", выпущенная отдельной сорокапяткой, стала поистине мировым хитом.

  Музыка Rush   Spirit of Radio   Permanent Waves LP

На 1980-81 годы приходится, наверное, вершина популярности Rush. Вспомним собственную молодость этих лет - метал огненной рекой начал разливаться по отечественному эфиру. На концертах "Раш" был большой ажиотаж. Даже страшно порой бывало. Например, 12 января, в американском Детройте полторы тысячи человек стояло в очереди, ожидая открытия кассы. Было раннее утро, многие ждали с самого рассвета, а иные вообще были там со вчерашнего вечера, простояв всю ночь на морозе. Видя такое дело, администратор открыл кассу на полтора часа раньше - не в 10 утра, а в половину девятого. На охране порядка стояли 8 полицейских. Толпа смела их, как пушинку, побила стекла в дверях, а две двери вообще снесла с петель. Вызвали подмогу, прибывший наряд длинными дубинками принялся бить толпу по ногам. Еле разогнали. Слава Богу, никто не погиб, хотя кое-кого сильно помяли сапогами. 20 тысяч билетов на концерт были распроданы в мгновение ока. Администраторы американских концертных залов, видя такой энтузиазм, убирали в партере все сиденья и набивали публику как селедки в бочку. Соединенные Штаты - страна застенчивая, такая организация культурного досуга молодежи получила там иносказательное название "фестивальная посадка" - Festival Seating, хотя, конечно, какая уж там посадка, когда все стоят. Кончилось тем, что Rush в своих контрактах особым пунктом оговаривали, чтобы "фестивальной посадки" на их концертах не было. Многие месяцы они жаловались, уговаривали и разъясняли свою точку зрения акулам шоу-бизнеса. Увещевание не помогало, и только жесткая юридическая формулировка кое-как решила проблему.

Только теперь, при многотысячных толпах и сборах по кассе на четверть миллиона, концерты группы начали, наконец, давать доход. Напомню, что Rush ездили по Америке с колоссальным количеством оборудования, одних рабочих сцены было человек 25, четыре больших полуприцепа, два автобуса и передвижной дом на колесах, в котором были все мыслимые и немыслимые удобства.

  Музыка Rush      

Еще немного на финансовую тему. Перед началом американского тура менеджер группы Рэй Даниэльс, подводя сальдо, сообщал ребятам, что они сидят в долгах тысяч этак на триста и что надо как-то этот вопрос решать. Говорил он это неспроста. Участники Rush просили его организовывать концерты в небольших залах, в тех городках, где жили их верные поклонники. Все доводы администрации о том, что они могут давать концерты в других залах и зарабатывать раз в десять больше, никакого действия не оказывали. А уж когда доводилось встречаться с вершителями судеб, людьми из большого музыкального бизнеса, то ребята вели себя совсем вызывающе. "Кто эти люди? - говорил Гедди Ли - Они нам никогда не помогали. Нас подняла наша публика. С какой стати мы теперь будем ходить, пожимать ручки и улыбаться? Наше место вообще не здесь". Халявная выпивка и закуска, на которую слетаются на презентациях деятели искусства и прессы, в Америке, как мы видим, появилась намного раньше, чем в Отечестве. Что ж, Америка -- страна передовая, у них все раньше происходит. Публика, верность к которой Rush начертали на своих знаменах, чувствовала это и отвечала взаимностью. Пластинка Permanent Waves стала вскоре золотой в США, платиновой в Канаде, серебряной в Англии - и это в первые два месяца после ее выхода в свет. В апреле 80-го газеты Sounds и Melody Maker опубликовали результаты ежегодного опроса своих читателей. Напомню, что в это время безраздельно властвовал панк, и, если верить газетам, то новая команда Джонни Роттена "Public Image Limited" была единственным светом в окошке. Но народ рассудил иначе. Во всех категориях по инструментам первые места заняли музыканты из Rush. Естественно о пластинке писали. Мало какие критические заметки интересны по прошествию хотя бы двух недель, но в этом потоке профессиональных оценок выделяется заметка впоследствии известного музжурналиста Пола Дю Нойера. "Новый диск, - писал он, - может только укрепить невероятную популярность Rush, поскольку это - несомненно тяжелый рок высококачественной звукорежиссуры, мощный и блестящий. Внутри ограниченных рамок жанра мы видим изобретательность, разумность и чувствительность, которых у конкурентов вряд ли отыщешь. Стихи к песням, правда, вряд ли можно отнести к области искусства. Это, скорее, похоже на робкие попытки способного 13-летнего юнца, который увлекся Род Мак-Юеном. Авторы песен занимают позу гордых реакционеров, их философия - это винегрет из сочинений Платона и Мильтона Фридмана". Конец цитаты. Вообще, господа, среди английских современных писателей есть немало имен, которые я, как старожильный читатель музгазет, помню с тех времен. Рок-журналистика стала для них школой мастерства, правды и связи с жизнью.

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера, с повтором в понедельник на короткой, а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024