РОК-ПОСЕВЫ

Слушайте эту передачу:

 mp3

Читайте также:

 Yes

24 марта 2001: Альбом "Close to the edge" группы Yes

Добро пожаловать на наши рок-посевы. Как-то, в бытность мою гастрольным музыкантом, в славном городе Донецке, возвращался я из каких-то гостей поздней ночью. В предрассветной мгле, сквозь промышленный туман углядел я огромную доску почета в сталинском стиле. Подойдя поближе, я лицом к лицу столкнулся с фотографией крупной женщины с тяжелым взглядом. Подпись внизу гласила: "передовик производства Загубибатько". Подобные фамилии, в повелительном наклонении я встречал и раньше - помню, солнечным летним днем в Ялте, с борта пассажирского теплохода на весь порт раздавалось объявление: "кастелянше Перебейнос зайти в каюту капитана!". Если бы Шекспир был бы запорожцем, то на Сечи его бы звали Трясикопье. Меня поражает первичность этих имен, близость ко временам, когда фамилий еще не было, а людей награждали кличками за их поступки. Правда, по отношению к передовице производства, я, наверное, здесь несправедлив. Она в девичестве, может, была Милославской или Боголюбовой, и только после свадьбы получила устрашающую фамилию мужа с отягощенной наследственностью. А что делать? Можно, например, эмигрировать. Например, в Португалию, или, например, в Аргентину, где человек с фамилией Загубибатько не будет более восприниматься как потомок отцеубийцы, а станет носителем экзотически-звучного и длинного имени, наверное, знатного рода. У них ведь, знаете, чем фамилия длиннее, тем уважения больше. Ведь и Трясикопье стал у нас Шекспиром.

В принципе, и с названиями рок-групп происходит нечто подобное. Часто вырванное из контекста, произносимое на другом языке за границей, название обволакивается многозначительностью, туманом воображения и почти всегда набирает очки. К своим, отечественным названиям -- отношение плевое. Тем более что в застойно-благопристойную эпоху названия эти были стерильными и скучными до зубной боли: "Улыбка", "Дружба", "Волна". Существительные в единственном числе, именительном падеже. Потом, когда повольнее стало, начали добавлять прилагательные, за ними глаголы, местоимения и даже междометия (помню, был такой журнал под названием "О" с восклицательным знаком). Здесь мне хотелось бы вспомнить первопроходцев, новаторов грамматики, которые более тридцати лет назад назвали свою группу коротким и понятным всем словом "Yes". Об их альбоме "Close Tо The Edge" мы и расскажем сегодня, заглянув для начала в рок-хронику.

26 марта. 30 лет назад, в 1971 году в Англии, в Ньюкасле, в зале городской ратуши состоялся концерт группы Emerson, Lake & Palmer, которые исполняли "Картинки с Выставки" Мусоргского. Естественно в своей интерпретации. Именно эта концертная запись и вошла в их известную пластинку.

26 марта 1948 года в Бостоне родился Стивен Тайлер, урожденный Виктор Талларико, вокалист из "Аэросмит".

30 марта. В 1945 году в графстве Суррей в Англии родился Эрик Клэптон, гитарист, вокалист, сочинитель. Начал в группе John Mayal's Bluesbreakers, затем Yardbirds, Cream, Blind Faith, Derek and the Dominoes. О сольных пластинках и говорить нечего.

30 марта 1979 года, 22 года назад, прозвучала первая передача по вашим письмам и заявкам.

31 марта. В 1958 году родился Ангус Янг, брат Малкольма, из AC/DC.

Из последних новостей. В воскресенье, 17 марта, в окружении друзей и родных, умер Джон Филипс, основатель известной группы 60-х Mamas and The Papas. Ему было 65 лет. Несколько лет лежал в больнице с вирусным заражением желудка, вирус проник в почки. Вообще, со здоровьем в последнее время было неважно. Несколько лет назад перенес пересадку печени, обоих тазобедренных суставов. За короткие три года своего существования Mamas and The Papas пять раз побывали на вершинах хит-парадов. После распада группы Филипс музыкой не занимался, лечился, вернее, не лечился от наркомании. В 1980-м за торговлю наркотиками был арестован и провел месяц в тюрьме. Перед смертью закончил работу над пластинкой под названием Slow Start. Перед этим закончил альбом, который он 25 лет назад начал записывать с Миком Джаггером и Китом Ричардсом из "Роллинг Стоунз". Эта пластинка выйдет в свет в мае, она будет называться Pay Back and Follow.

Еще одна рокенрольная знаменитость, Joey Ramone вокалист известной нью-йоркской команды The Ramones лежит в больнице с лимфомой, т.е. раком лимфатической системы. Он сотоварищи собрал свою группу в 1974 году, назвал ее псевдонимом Пола Маккартни, которым тот иногда пользовался. "Рамоунз" стояли у истоков панк-движения, очень повлияли на англичан. Едкие смешные песни с остроумными текстами, энергичные выступления создали им неувядающую известность на два десятилетия. Официально группа распалась в 1996 году.

21 марта в Ливерпульском театре "Эвримен" Пол Маккартни (под своим именем, не под псевдонимом) зачитывал стихи из своей новой книжки Black Bird Singing. Стихов в ней немного, всего 48 штук. Нет, стихи штуками не меряют. А чем же их меряют? А их меряют поэтическим воздействием на публику. Которое, в случае Маккартни - неизмеримо. Если серьезно, то сборник посвящен Линде, его жене, которая умерла от рака груди в 1998 году.

19 марта в Америке были объявлены новые лауреаты нового рок-н-ролльного пантеона Славы. Это - английская "Queen", американская "Aerosmith", дуэт "Steely Dan", Майкл Джексон и Пол Саймон. "Queen" по такому случаю выступили, роль покойного Фредди Меркьюри исполнял Дэйв Грол, в прошлом барабанщик Нирваны, а ныне гитарист и вокалист своей группы "The Foo Fighters". За Фредди приз получила мать покойного, ее зовут Джер Бульсара.

Известно, что многие известные рок-музыканты, вроде Пола Маккартни или Ноэля Галлагера, не умеют читать ноты. Ну, не нужно им это. Кое-кого, однако, тихонько гложет мысль - вот бы грамоте-то научиться, ликбез пройти! Гитарист "Пинк Флойд", Дэвид Гилмор, решился на такой шаг. Однако нотной грамотой стал заниматься не на гитаре, а на саксофоне. Вместе со своим 11-ти летним сыном Чарли, который берет уроки музыки. Батя вместе с сыном уже вместе сдали зачет за первую ступень. Всего этих ступеней семь. На 55-тилетие жена подарила Дэйву настоящий тенор-саксофон. Мне довелось некогда полгода поработать преподавателем по классу саксофона в ленинградском Джазовом Училище. Мне знакомы проблемы тростей, мундштуков, амбюшура, постановки дыхания, методики. Есть что предложить начинающему студенту. Но Дэйв Гилмор мне упорно не звонит. Что же, пусть ему будет хуже.

На этом рок хронику закончим и перейдем к нашему рассказу.

  Музыка Yes      

В конце 60-х признанными лидерами прогрессивного рока в Англии были "King Crimson". Но когда в 69-м развалился их первый состав, эстафетную палочку лидера подхватила группа "Yes". По музыке она являла собой новый уровень инструментального и композиционного мышления, особенно для провинции, где сотни засаленных блюзовых команд выковыривали бесконечные вариации из затертого 12-титактного квадрата. "Yes" просто сметали своим масштабом и новизной. Но все-таки чего-то не хватало. Сейчас, оглядываясь назад, задним умом крепки, понимаем - чего. А тогда... Поиски будущего ведутся наощупь, интуитивно, зависят от обстоятельств и совпадений. Короче, Судьба распорядилась - участники "Yes" познакомились с клавишником Риком Уэйкманом. Виртуоз, со знанием классической музыки и законов композиции, он оказался тем самым человеком, о котором подспудно мечтал Андерсон, сочинявший -- вернее, пытавшийся сочинять -- нечто симфоническое. Еще из крыловской басни "Квартет" известно, что когда ни один из музыкантов толком не знает, что надо делать, кроме пререканий и киваний друг на другуа ничего не получится. До 1971 года примерно это и происходило. "Ералаш и любительщина" - так окрестил этот период барабанщик Билл Бруфорд. И вот, первые совместные репетиции с Риком Уэйкманом. Андерсон приносит кусочек мелодии. Показывает товарищам первые несколько тактов, а потом говорит: "А вот здесь хотелось бы что такое ангельское, переливчатое" - на что Рик Уэйкман отвечает: "Щас сделаем. Будет и ангельское и переливчатое. Так соединим, что и перехода не заметишь". Хороший пример такого тонкого музыкально-слесарного мастерства Рика - композиция "And You And I". В ней - 4 части, фактически - вариации на одну и ту же тему. Ребята были под большим впечатлением, но я-то знал, что композиторы-классики делали это с незапамятных времен.

  Музыка Yes   And You And I   

В конце 60-х и начале 70-х я работал в джаз-оркестре. Советская власть смотрела на это дело косо. Интуитивно чуяла вражий дух. И действительно, горстка джазовых музыкантов, затерянная среди многомилионнного народа, была своеобразным тайным обществом. Мы находились в стилистической оппозиции к власти. Существовала целая знаковая система: не только какую музыку играешь, но - какая у тебя стрижка, одежда. У нас была общая тайна - мы умели играть со свингом, особым оттягом, что музыкантам-классикам или духовикам, прошедшим музыкальное училище или консерваторию, было недоступно, как, скажем недоступна расслабленная негритянская чечетка выпускнику балетного училища. Мы учились своей музыке сами, а классиков наставляли учителя. У нас, конечно из-за этого были свои проблемы, но зато в музыкальном смысле почти каждый был личностью. У классиков, с нашей точки зрения, все было наоборот. Играть их научили отлично, но музыкальных личностей среди них почти не было, поскольку само образование стачивало всех к более или менее единому стандарту. Примерно такая ситуация была и в группе Yes. Профессионал Рик Уэйкман знал целый арсенал технических средств, но идеи генерировали любители. Они и музыкой занимались только для того, чтобы свои идеи выражать. Кстати, такая же схема блестяще работала у "Битлз" с Джоржем Мартином. Кто есть кто стало особенно понятно, когда Мартин недавно выпустил свой альбом, в профессиональном смысле сделанном блестяще, но практически полностью лишенный первичности, этих самых идей, которые, как выясняется, человечество и ценит превыше всего. Идеями заведовали Jon Anderson и Steve Howe, гитарист. Тут напрашивается еще одна параллель - подводное извержение вулкана. Огненная лава соприкасается с морем, производя дикое количество пара. Так вот, на записях альбома пара было тоже немало. Когда Jon Anderson заявил, что одна из композиций будет называться Total Mass Retain - Сохранение Полной Массы, то ударник Билл Бруфорд из-за барабанов предложил:"может, назовем просто и коротко - блевотина?" Однажды разговоры и обсуждения так затянулись, что продюсер Эдди Оффорд заснул за микшерским пультом и свалился на пол, как мешок с мукой.

  Музыка Yes      

Заглавная композиция пластинки "Close to the edge" была собрана из разных вариантов записи, то есть из разных кусков ленты. Последнюю секцию случайно выкинули и ее пришлось отыскивать в отходах. Когда приклеили, пришли в ужас - в звуке слишком много реверберации, эха. Прослушали несколько раз - привыкли, потом даже понравилось. Причем настолько, что это гулкое эхо воспроизводили потом и на концертах.

Помнится, этот альбом попал мне в руки году в 1974-м, знакомый фарцовщик принес. Она тогда поразила меня своим космическим настроем. Это была какая то неземная, инопланетная музыка. Не я один так это воспринял. В Англии стихи Андерсона пытались анализировать сотни, если не тысячи. В газете "Мелоди Мейкер" тогда печатались объявления: "25 пенсов. Расшифровка текстов Yes. Брошюра" Без расшифровки понять было трудно: "Blue tail, Tail Fly, Luther in Time... Еven Siberia goes through the motion..." - "Синий хвост, хвостовой полет, Лютер в ритме, даже Сибирь движеньем охвачена..." Тут вы можете скептически ухмыльнуться - знаем мы, мол, эти интеллектуальные штучки. Наоканчивали гуманитарных университетов и гонят пургу. В том-то вся и штука, однако, что автор, Джон Андерсон, никаких университетов не оканчивал, у него с образованием вообще плохо. В детстве по утрам разносил газеты, потом постарше стал, начал развозить молоко. То есть юность была трудовая, к розовой философии не располагала. Когда самому Андерсону задавали вопросы о его поэзии, он говорил, что подбирает слова, которые подходят по настроению и ритму песни.

  Музыка Yes      

И тут время опять вспомнить Крылова: "когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет". Понятно, что создание классического альбома классического периода рока потребовало от его создателей некоторого слияния в музыкальном экстазе. Мелкие разногласия и споры лишь добавляли соли и перца в общее блюдо. Обстановка была радостная, полетная. Пластиночная фирма не давила на музыкантов, не вмешивалась, и продукт потому получился чистый. "Close to the edge", по мнению многих - лучшая пластинка "Yes", один из высоких всплесков симфонического идеализма в роке. Сейчас, когда на полях Англии дымятся трупы невинно убиенных животных, когда неслыханные ранее болезни отпугивают народ от говядины, уместно вспомнить, что участники "Yes" были вегетарианцами. Конечно не все, а те, кто идеи генерировал. Уэйкман, как настоящий консерваторец, любил бифшексы и девочек. "Я жил полной земной жизнью, - вспоминает он, - а мои товарищи искали себя на какой-то другой планете. И наших слушателей интересовало - что это за планета". Конец цитаты. Идеалисты и изобретатели - народ часто нелегкий, одержимый, капризный. Их снедает поиск того, чего еще никогда не было. Этих людей в застойной России можно было смело лечить от вялотекущей шизофрении. Но, господа, на гране ненормальности, видимо, и существует состояние души и разума человека, при котором он делает интуитивный прорыв в будущее. Другими словами - любите чудаков, а если любить не получается - так хотя бы уважайте!

На этом месте я прощаюсь с вами до встречи на будущей неделе в субботу в девять вечера с повтором в понедельник на короткой а кое-где и ультракороткой, а также средней бибисейской волне. Заглядывайте на наш веб-сайт по адресу www.seva.ru. Всего вам самого-самого лучшего, счастливо вам, ребята!

<< возврат

пишите Севе Новгородцеву:seva@seva.ru | вебмастер: webmaster@seva.ru | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2015