СЕВАОБОРОТ

Юбилейные и памятные даты 21.01.2006

22 января 1901 года, 105 лет назад, почила в Бозе – так ведь говорят о царствующих особах – британская королева Виктория. Ей было 82 года, из коих она была у власти 64 – дольше, чем любой другой монарх в истории Великобритании. Она рано вышла замуж за германского принца Альберта Саксе-Кобургского (которому сама сделала предложение через пять дней после первой встречи) и родила девятерых детей. Последние 60 лет девятнадцатого века в Англии называют викторианским периодом, имея в виду укрепление монархии, расцвет промышленной революции и расширение колониальной империи.

23 января 1931 года, 75 лет назад, в Гааге умерлав возрасте пятидесяти лет от воспаления легких великая балерина Анна Павловна Павлова. Она танцевала все главные роли в Мариинском театре, а в 1910 году уехала на зарубежные гастроли, из которых так и не вернулась. В 1912 году поселилась в Лондоне – в ее доме ныне устроен музей. Ее партнером в Европе и Америке долго был Михаил Мордкин, но однажды во время выхода на аплодисменты Павлова дала ему пощечину, так как ей показалось, что Мордкину сильнее аплодировали. Больше она с ним не танцевала.

24 января 661 года, 1345 лет назад, на пороге своей мечети в городе Куфе (это нынешний Ирак) был убит двоюродный брат пророка Магомета и муж его дочери, духовный глава мусульман-шиитов имам Али ибн Аби Талиб. В его память возвигнута мечеть в городе Наджафе – святыня шиитов по сей день.

24 января 1901 года, 105 лет назад, в Иркутске родился Михаил Ильич Ромм – один из самых известных режиссеров советского кино. Его первый же фильм – “Пышка” по рассказу Мопассана, выпущенный в 1934 году, принес Ромму широкую славу. В дальнейшем режиссер выпустил много фильмов партийно-пропагандистского содержания – “Тринадцать”, “Ленин в октябре”, “Ленин в 1918 году”, “Мечта”, “Русский вопрос” и другие. Но в 1965 году Ромм снял фильм “Обыкновенный фашизм”, где проводятся лишь слегка замаскированные параллели между гитлеровским и советским режимом.

24 января 1836 года, 170 лет назад, в семье священника родился Николай Александрович Добролюбов. Он умер от туберкулеза через двадцать пять лет, но успел стать виднейшим литературным критиком своего времени, возглавил отдел критики в журнале “Современник”, где также вел сатирический раздел “Свисток”, сочиняя пародии и фельетоны.

25 января 1981 года, 25 лет назад, я присутствовал в качестве корреспондента Русской службы Би-Би-Си на пресс-конференции четверых бывших министров лейбористского правительства, объявивших, что порывают со своей партией и организуют новую, социал-демократическую партию Великобритании. Журналисты в шутку прозвали Роя Дженкинса, Дэвида Оуэна, Билла Роджерса и Шерли Уильямс “Бандой четырех”. Все они позднее получили арнистократические титулы и стали членами Палаты лордов. Рой Дженкинс, в свое время президент Европейской Комиссии, а затем канцлер Оксфордского университета, недавно скончался. Не существует больше и социал-демократическая партия – она слилась с либеральной и стала либерально-демократической (не путать с партией Жириновского, выступающей под тем же названием).

26 января 1926 года, 80 лет назад, шотландский изобретатель Джон Лоджи Бэрд продемонстрировал группе друзей, собравшихся на чердаке его маленькой лаборатории в лондонском районе Сохо, передачу изображения человеческого лица на расстояние в несколько метров. Так началось телевидение.

27 января 1756 года, 250 лет назад, родился Вольфганг Амадей Моцарт, которого многие считают величайшим композитором в истории человечества.

28 января 1936 года, 70 лет назад, в газете “Правда” появилась грозная статья без подписи под названием “Сумбур вместо музыки”. Автор – то ли Сталин, то ли некий критик по его поручению - громил оперу Шостаковича “Леди Макбет Мценского уезда” по рассказу Лескова. Поражает заносчивое невежество статьи, высокомерный тон и, вместе с тем, примитивная демагогия (“Народные массы ждут... хороших опер.). Про музыку Шостаковича сказано такое: “Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге... Выразительность, которой требует слушатель, заменена бешеным ритмом... Это игра в заумные вещи, которая может окончиться очень плохо.”

И дальше опять: “Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И “любовь” (слово написано в кавычках) размазана по всей опере в самой вульгарной форме”.

Вот так. В конце статьи есть, впрочем, своего рода объяснение, почему рассердился руководящий автор. Сказано: “Леди Макбет” имеет успех у буржуазной публики за границей... Она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой.“

Остается добавить, что замечательная опера Шостаковича живет вот уже семьдесят лет на мировой сцене, а с некоторых пор и на российской.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024