ПРЕССА

Сева Новгородцев: "На музыку время не трачу"

<< к списку статей

А.Кулик, "Телемир" (Екатеринбург), август


[фрагменты, не вошедшие в журнальную публикацию, выделены курсивом]

Сева Новгородцев, недавно отметивший 25-летие работы на русской службе Би-Би-Си, провел два дня в Екатеринбурге со съемочной группой телепроекта "Стань звездой" и, несмотря на плотный график работы, нашел время для интервью "Телемиру".

- Всеволод Борисович, вы ведь у нас не впервые?

- В прошлый раз я здесь был как руководитель ВИА "Добры молодцы", мы выступали в местной филармонии. Это было не то в 1973-м, не то в 1974-м... Вы, может быть, вспомните особо холодную зиму - вот той холодной зимой мы сюда и приехали. Температура была минус 44 - одна из самых низких температур в моей жизни, почему я и запомнил те гастроли. Мы выехали из Ленинграда в конце сентября, многие участники нашей группы были в осенних плащах, и в Свердловске они носа на улицу не могли высунуть. В результате в воскресенье утром, как сейчас помню, эти ребята заказали такси на шесть часов утра, поехали на рынок и там, не выходя из такси, увидели мужика, который продавал здоровый нагольный тулуп. Один из них выскочил, схватил тулуп, надел его на себя и, завернувшись плотно, спросил мужика: "Сколько?!" На мне было американское кожаное пальто из посылок по ленд-лизу, с толстым шерстяным одеялом в качестве подкладки, плюс я прилепил туда какой-то болгарский овечий мех. Но мороз был такой, что я чувствовал себя абсолютно раздетым и передвигался дугами, из магазина в магазин...

- И вот после перерыва почти в тридцать лет вы снова здесь. Какие впечатления уже не от Свердловска - от Екатеринбурга?

- Нас поселили в гостинице "Исеть". Поначалу, когда мы вышли и не знали, куда идти, терпения нашего хватило всего на один квартал, и мы поняли, что делать тут нечего, даже ни в какие рестораны не пойдешь. Мы купили каких-то продуктов, которые заведомо нельзя испортить, типа пива и банки с икрой, засели в номере, смотрели телевизор и никуда не пошли. Но на следующий день, когда мы встретили знакомого человека, прожившего здесь много лет, и он нам показал, что тут творится, мнение о городе несколько расширилось и изменилось в лучшую сторону.

- Ваше мнение о российском эфире в FM-диапазоне?

- Принято ругать многих ди-джеев за бессмысленную болтовню и сравнивать их с корифеями "Радио Свобода" или Би-Би-Си. Сравнение несправедливое, потому что на Би-Би-Си человек получасовую программу готовит два-три рабочих дня, а ди-джей ежедневно выходит на четырехчасовую смену. Будь он даже семи пядей во лбу, у него просто задела нет и все его вещание заведомо поверхностно. Отсюда происходит некоторое пустомельство, которое у хороших ди-джеев по-прежнему талантливо, а у посредственных скоро набивает оскомину. В результате создается общий настрой, при котором ничего глубокого, имеющего смысл и плотность ткани, не услышишь. Поначалу, в 1991 году, это было нормально. Но сейчас у меня ощущение, что российская публика этой поверхностной, пленочной радиокампании слегка наелась и готова двигаться дальше, в сторону радио наполненного, которое можно включить на полдня и знать, что это радио будет вести тебя по жизни и начинять идеями садовыми, кулинарными, интеллектуальными, драматическими, историческими и так далее.

- В последнее время вы бываете в России подолгу и, возможно, набрели в нашем эфире на какую-то станцию, которая оказалась вам наиболее близкой и интересной?

- Всем известно, что "Эхо Москвы" отличается от остальных, это единственная разговорная станция, но и там, конечно, не все передачи ровные. Единственная станция, которую я могу слушать безопасно, это "BBC Radio 4" в Лондоне, где собраны корифеи во всех областях и где почти круглосуточно (почти - потому что ночь они отдают иновещанию) идет такое радио, что оторваться довольно сложно.

- Как думаете, почему у нас нет аналогов бибисейского четвертого канала?

- Потому что это очень дорого - нужно привлекать людей высокого калибра и им оплачивать время и усилия. Но я уверен, что когда-то подобное радио появится и в России. Я не хочу считать себя пророком, но в конце 70-х и в начале 80-х я во всех своих "подрывных" материалах говорил про будущее распространение FM-овских станций. Я тогда приводил в пример Италию, где из любого окна можно было высунуть антенну и вещать в свое удовольствие. В условиях застойной России это казалось чудовищной, почти марсианской идеей - но вот она осуществилась.

В России интеллигенция пока обездолена, не у дел, не имеет экономических рычагов. Но уверяю вас, что настанут дни, и довольно скоро, когда эта интеллигенция заговорит пусть не в полный голос, но хотя бы вполголоса, и потребует своего куска пирога. Тогда-то и появятся станции, которые можно будет слушать, не боясь, что тебе пустой болтовней целый день будут промывать мозги.

- Ваши передачи на Би-Би-Си можно слушать на коротких (в Екатеринбурге - еще на средних) волнах, имеющие доступ к Интернету знакомятся с ними на вашем сайте www.seva.ru. в формате "Real Audio". Не собираетесь ли расширить аудиторию и прописаться в нашем FM-эфире?

- У меня сейчас были в Москве переговоры с "Открытым радио", мы твердо договорились на еженедельный час (правда, не знаю, когда начнем). Потом в Москве открывается радиостанция "Куб". Для них строится новое здание у Белорусского вокзала в виде стеклянного куба, куда хотят собрать всех звезд, от Диброва до Макаревича. Ди-джеи будут работать, а публика сможет на них смотреть сквозь стекло. Интересовались, не хочу ли я принять участие в их проекте.

Но любая FM-станция, если она не сетевая, имеет очень ограниченное число слушателей, и сегодня на радио большой волны не сделать. Можно вещать лишь для сектора "своих" людей, которые знают, где тебя в эфире найти. А участие в телевизионном проекте возбудило во мне некоторые хищные инстинкты. Если привнести нужную тональность и квалификацию в телеэфир, это может быть востребовано и станет нести просветительскую функцию, которую Би-Би-Си удавалось выполнять долгие годы. Общение с телевизионщиками возбуждает слабые, но все-таки надежды. Ведь у "ящика" очень большая аудитория, все не только слышно, но и видно, поэтому воздействие гораздо сильнее.

Я считаю, что Россия сейчас, после залатывания основных экономических дыр, захочет культуры, как ее захотела Америка в 50-е. В США как черт из коробки в 1955-56 годах по всей стране при каждом университете появились симфонические оркестры. Страна после войны залечила раны, наелась, подмела улицы, навела чистоту в домах и захотела культуры. Началось колоссальное движение американцев в сторону классики, и с тех пор у них существует довольно мощный культурный слой. Там количество классических музыкантов невероятное, и качество при этом высокое. Так и в России тяга к культуре, которая никогда не исчезала, станет проявляться все сильнее.

У меня есть некоторая миссионерская роль. Все-таки я 27 лет за границей, 17 из них - в английской среде даже в бытовом плане (Сева был женат на англичанке - А.К.). Чему-то же я за это время научился? В своем еженедельном эфире мы озвучивали миллионы идей общественных, социальных на всех уровнях - их, мне кажется, можно озвучить и в телевизионном российском эфире.

Когда меня спрашивают, как нужно воспитывать детей, я всегда говорю, что их воспитывать не надо - с ними надо просто быть. Так и люди, смотрящие телевизор, находят тех людей, у которых они хотят учиться, которые с ними как бы оказываются в компании. Создание цивилизованной компании, где ведущий не упивается собой, где он говорит точно, ведет себя скромно, умеет выслушать гостей и вытянуть из них то, что надо, при этом создает атмосферу без всякой пошлости и вульгарных выплесков, мне кажется, должно быть востребовано на российском телевидении.

- Какую музыку в свободное время, для души слушает Сева Новгородцев?

- Мне по работе приходится выслушивать столько музыки, которую я по доброй воле ни за что не стал бы слушать, что у меня есть некоторое отторжение. Как в известном анекдоте, когда первый скрипач морщится целую репетицию, а потом признается, что он вообще музыку с детства ненавидит. Естественно, я музыку не ненавижу, но если у меня есть свободное время, на музыку оно не тратится, потому что мне нужно набивать новые идеи. Например, сижу или лежу в кровати перед сном или с утра, слушаю "Radio 4" или смотрю какие-то английские телевизионные исторические и познавательные передачи. Меня все время тянет к такому популярному знанию, которого все время не хватает. И в Англии эти передачи делаются на высочайшем уровне, без всякого надлома, пафоса, всовывания каких-то теорий под видом фактов. Англичане очень сбалансированны и никогда ничего непроверенного в эфир не выпустят, поэтому ты себя перед телевизором чувствуешь в интеллектуальной безопасности - знаешь, что тебя с экрана никто никогда не оскорбит. К сожалению, это пока далеко не всегда присуще российскому телевидению.

- Но, может быть, есть на российском ТВ персоны, увидев которых на экране, вам не хочется переключить канал?

- Я снимался у Макаревича в "Смаке" - он очень хорош. В нем есть музыкантская расслабленность без всякого оттенка пошлости и душевность, не переходящая в фамильярность. Мне он очень нравится. А вообще на телевидении много хороших авторских передач. Я, например, смотрел потрясающее интервью со старым композитором Тихоном Хренниковым, рассказ Радзинского про Распутина... Иногда нападаешь на такое, что просто невозможно оторваться.

Андрей КУЛИК

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024