ПРЕССА

Рок-Посевы в Б-2: "Короли рок-н-ролла волнуются"

<< к списку статей

Г.Фельдман, RockMusic.ru, 17 июля


9 июля программа "Рок-посевы" Русской службы Би-Би-Си отмечала свое 25-летие в клубе "Б-2". В тот же день зачинщику и виновнику долгой истории "Рок-посевов", полной чудес и приключений, первому русскому диджею, и просто замечательному человеку Севе Новгородцеву исполнилось 62 года.

Приколотив к дверям редакции виртуальную табличку "РокмЬюзик.Ру закрыт, все ушли на Рок-посевы", мы выдвинулись в сторону "Маяковской". Успели, как всегда, к самому началу пресс-конференции. Туда, как ни странно, пускали всех, кто вывернул наизнанку сумки, вынул из карманов мелочь, и все-таки прошел фейс-контроль. Позже оказалось, что чем проще в "Б-2" попасть на пресс-конференцию, тем сложнее потом оказаться на концерте. Но обо всем по порядку.

Центральное место в президиуме занял сам юбиляр, рядом восседали третья и самая любимая жена Ольга Шестакова и веб-мастер www.seva.ru Сергей Панцирев. С флангов Севу прикрывали зубры российской рок-критики - Александр Кушнир и Сергей Гурьев. Последнему выпала честь провести встречу Новгородцева с коллегами по перу, наверное потому, что у него очень здорово получается любой конферанс. Большинство пришедших составляли зеваки и пишущие ровесники "Рок-посевов" вроде меня. Постоянных слушателей легендарной программы было мало, и традиционную "июльку" происходившее не напоминало. Конечно же, присутствовали и рок-подпольщики, например Умка и Олег Чилап ("Оптимальный Вариант"). В дальнем углу за столиком скучали Борис Гребенщиков и Александр Липницкий, пришедшие послушать откровения Севы Новгородцева.

Сева терпеливо рассказывал молодежи как он стал ведущим на Би-Би-Си, что такое "Первое русское радио" и что он думает об отечественном роке. Самый замечательный вопрос был задан девушкой, ведущей раздел "светская жизнь" в "Коммерсанте" - как Сева относится к издательскому дому "КоммерсантЪ" и согласился бы он возглавить там "светское" направление (и тем самым однозначно лишить бедную девушку работы!?). Меня очень интересовало, как формировался список групп, участвующих в концерте, а точнее, что связывает Севу с группой "Сеtи", только что появившейся и нигде еще не выступавшей? Ответ Севы ситуацию не прояснил. Я знал, что Умка и "Броневичок", "Сплин" и Кирилл Немоляев бывали в гостях у ведущего величайшей музыкальной программы на русскоязычном радио, но "Сеtи"... Я мучался вопросом: не начинает ли Сева соглашаться на компромиссы с крупным шоу-бизнесом, прежде ему не свойственные?

Беспокоил и тот факт, что Новгородцева, как человека неподконтрольного ни одному московскому музыкальному клану, зовут работать на вручении какой-то новой "независимой" поп-премии. С другой стороны, это был тот самый мудрый, веселый, интересный Сева Новгородцев, чей голос я столько раз слышал сквозь шипение и хрипение радиоветров.

При попытке попасть в верхний зал на концерт, выяснилось, что списки журналистов не утверждены клубом. Пока люди из Кушнир Продакшн пытались решить проблему с аккредитацией, я стоял на лестнице и с интересом изучал фотовыставку, отображающую разные этапы жизни замечательного человека Севы Новгородцева. После 30 минут напрасных ожиданий и упований мне было предложено отправиться вглубь лабиринта Б-2 на поиски арт-директора Андрея Александрова. Я нашел его в баре на первом этаже, рядом с которым сидела девушка из администрации клуба, которая не знала, как быть с гостевым списком Умки: там было всего-навсего 90 человек.

В конце-концов, справедливость восторжествовала, и я очутился там, где хотел. Над сценой висел большой экран, на котором транслировались любительскике видеозаписи прежних визитов Севы на Родину. Группа "Cеtи" сыграла несколько песен, в том числе и "Смайл" (посвященный в этот вечер Севе Новгородцеву). Ян Николенко чуть не довел зал до слез своими рассказами о том, как они с Мишей Козыревым, несмотря на разницу в возрасте, слушали передачи Севы на стареньких приемниках, и воплями "Хочу денег!" в соответствующей песне. Что касается музыкального материала - шансы возглавить хит-парады у Яника хорошие: депрессивный поп-рок в России из моды не выходит.

Вел концерт Василий Стрельников, звезда MTV-России, соавтор хита "Лох - это судьба", человек с прекрасным английским произношением.

Вторым номером в праздничной программе стали незаявленные в афишах англоязычные "Passatiges". С легкой руки Умки, самая недооцененная банда Москвы смогла пролезть в один из самых неприступных клубов и взорвать "Б-2" изнутри бомбой со звуковым штормом внутри. Для 99% собравшихся "Пассатижи" были темной лошадкой. Тем не менее, обе их песни произвели на журналистский бомонд впечатление. И это несмотря на то, что Катя пела одна, без Ксюши, что специально приглашенного таблиста Гену Лаврентьева почти не было слышно, а звук был "вырулен" неоправданно громкий, кашеобразный, и совершенно не свойственный этим талантливым ребятам.

Тем временем за кулисами Вася Стрельников, буквально накануне узнавший о существовании Умки, выяснил, что, во-первых, Умка - это не группа, а певица, а во-вторых, с этой самой Умкой он учился в одной школе, причем в одно и то же время.

Сет "Броневичка" получился очень мощным, опять-таки, несмотря на проблемы со звуком. Умка была в ударе, группа играла на подъеме, и ощущение кайфа быстро перекинулось со сцены на зал. Молодые корреспонденты из глянцевых изданий со счастливыми лицами пританцовывали под рокешник с издевательским текстом:

Мы тузы в крапленых картах, козырная масть
Мы у черта в чартах - значит, жизнь удалась...

Шоу-бизнес. Я вам расскажу про шоу-бизнес
Как бы нам постараться, чтобы не обосраться?
Шоу-бизнес

Заставить ее освободить жизненное пространство было не так-то просто: "Короли рок-н-ролла волнуются, что им не останется времени поиграть. Но мы сыграем еще песенку. Сева, можно?". Сева не мог отказать даме, разводил руками и становился перед ней на колени, она делала то же самое, и "Умкин сейшен" продолжался дальше. Попытки призвать героев андеграунда к порядку проваливались одна за другой.

И все же настал момент, когда Ян Николенко, вооруженный флейтой, снова подобрался к микрофону, на сей раз уже не с "Сеtями", а с Александром Васильевым. "Сплин" в акустике был убедительнее и душевнее чем с электрической программой, но музыканты решили, что пяти песен вполне достаточно. Время было, но они ушли, и трудно сказать, почему: может, не хотелось выступать, потому что "сплиновских" поклонниц в зале было очень мало, а может, "звезды" не чувствовали поддержки зала, покоренного "Броневичком". И тем не менее, удивленный столь коротким выступлением "звезд" зал захлопал и засвистел. В итоге Стрельников и Новгородцев вернули Сашу Васильева на сцену, правда уже без гитары. Злой и уставший лидер "Сплина" рассказал историю о том, как бродил по разным сайтам в поисках материалов о себе любимом и о своей группе, и налетел на расшифровку радиоинтервью, данного "Сплином" Новгородцеву. И в этой беседе с приятным человеком, измученные бестолковыми и надоедливыми журналистами музыканты вспомнили, как Яник Николенко, в очередной раз столкнувшись с тупостью и хамством некоторых наших коллег, на вопрос "Ребята, а кто же ваши жены?", ответил: "Наши жены - Элтоны и Джоны", а потом встал и ушел. Естественно, не от Севы - дело-то раньше было. Зал, слушавший Васильева без гитары очень внимательно, возликовал, совершенно не оценив питерскую "шутку юмора". А между тем, Саша пытался отплатить собравшимся за "гостеприимство".

ВИА "Бони НЕМ" под управлением Кирилла Немоляева произвел фурор. Нежное отношение популярного телеведущего к песенному материалу Владимира Преснякова, ансамбля "Баккара" и Доктора Албана, которых он подверг философскому переосмыслению и "металлизации", сохранив при этом их замечательные поп-шлягерные свойства, расположило к "Бони НЕМ" решительно всех. Дорычав очередной эстрадный хит давно минувших лет, Кирилл нежным голосом приговаривал: "А следующая песня, наверное, покажется Севе особенно близкой. Если, конечно, он нас слышит". При этом его взгляд сквозь потолок в ночное небо. Сева все слышал. "Бони НЕМ" вызывали на бис. Кончилось тем, что Стрельникову пришлось напомнить собравшимся, что сегодня не сольный концерт Немоляева, а совсем другой праздник. Сева поблагодарил всех, кто пришел, и откланялся.

Уезжая, домой, я подумал, что 30-летие "Рок-посевов" нужно, все-таки, проводить не в клубе, а на природе, как это делалось раньше. И звать туда только своих. Потому что "своих" на этом празднике не хватало, и общение, стало быть, было лишено нужной доли интимности. А в остальном, все хорошо.

Сева, поздравляем!

Григорий Фельдман, специально для РокмЬюзик.Ру

На фото: Сева. (Фото Светланы Беликовой)

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024