ПРЕССА

Сева Новгородцев

<< к списку статей

М. Андриянов, "Hello!" #11(156), март 2007 г.


Легендарный радиоведущий Сева Новгородцев 1 марта отметил 30-летие работы на Би-би-си. Накануне он пригласил HELLO! к себе домой, чтобы познакомить со своей семьей и рассказать о жизни в Англии.

«Я ощущаю себя частушкой: «Сева, Сева Новгородцев, город Лондон, Би-би-си!»

О нем принято говорить как о легенде радиоэфира. Еще бы — 30 лет в русской службе Би-би-си, которая для целого поколения граждан бывшего Советского Союза и русскоязычных эмигрантов была глотком свободы и источником объективной информации.

Пик популярности Новгородцева пришелся на 70-е, когда его слушали более 25 млн. человек. Дипломированный судоводитель, а в душе музыкант и неисправимый романтик, Сева Новгородцев уехал из СССР в 35 лет. Сначала эмигрировал в  Австрию, потом в Италию, а уже оттуда, заручившись приглашением работать на Би-би-си, перебрался в Англию. И с этого момента началась его совершенно иная жизнь. «Программа поп-музыки из Лондона», «Рок-посевы», радиообозрение «Севаоборот» и, наконец, «Новости с человеческим лицом» в программе «Бибисева». Кроме радио он продюсировал реггей-музыкантов, работал консультантом на телефильмах, издавал собственный рок-журнал. При том, что все это так или иначе имело отношение к России, Новгородцев настолько вписался в лондонскую жизнь, что в 2004 году королева Елизавета II наградила его орденом Британской империи, поставив его заслуги перед английским обществом в один ряд с заслугами Билла Гейтса, Стинга и Пирса Броснана.

— Тридцать лет — достаточный срок, чтобы почувствовать себя в Лондоне своим, не эмигрантом. Вы переняли какие-то привычки и обычаи англичан? Допустим, тот же five o'clock?

— Чай в пять часов — это из мемуарной литературы. В Лондоне перекусывают, когда минутка выпадает. Бывает, что едят прямо за письменным столом, чего даже я не одобряю. За эти 30 лет у англичан немного научился не грузить своими эмоциями других, быть предупредительным, первым подшучивать над собой.

— В своих интервью вы все чаще говорите «у вас в России», неужели вы от «нас» стали настолько далеки? Часто ли приезжаете на родину?

— Расстояние известное — три тысячи верст. Это про то, далек ли я, а в России бываю по делам: съемки, командировки от Би-би-си и так далее. Ну, а друзьям обычно говорю: «Уж лучше вы к нам!»

— Известно, что жилье в Лондоне могут себе позволить только очень обеспеченные люди. Вы снимаете квартиру или приобрели ее в собственность?

– В Англии очень давно развита ипотека, приобрести в собственность — вполне реально, если не выбирать дорогой район. Я остановился на Гринвиче — тут старые королевские места, парки, благородная архитектура. От центра не близко, но теперь проложили отличное метро, от двери до двери можно минут за 45 доехать. Квартира у нас немного странная — при небольшой площади в ней 23 окна, а в окнах — панорама на полгоризонта. И потолки 4,5 метра. Жене нравится.

— Первый раз вы женились еще в СССР, второй женой был англичанка, нынешняя жена Ольга — русская. Теперь вы можете подтвердить девиз иностранных брачных агентств: «Русские жены — лучшие жены в мире»?

— Я в шутку иногда говорю, что 17 лет был татарином и 16 лет — англичанином, все это — по семейному признаку. Всех своих жен любил, пока отношения с ними не испортились, а с Ольгой живем дружно…

— Вы познакомились в Англии или в России?

В начале сентября 1998 года в Питере проходила большая Британская выставка, был там и стенд Би-би-си, на котором я работал… м-м-м, как бы это правильно сказать… экспонатом. (Смеется.) Как раз в эти дни произошел полный обвал российских финансов, бизнесмены попрятались, и выставка получилась довольно сиротливой, хотя к нам народ ходил. Пришла и Ольга с подругой, так и познакомились.

— Спустя 8 лет можете сказать, что настолько хорошо знаете друг друга, что понимаете с полувзгляда?

Ольга по своей душевной доброте и поэтическому сознанию похожа на мою мать, с которой у меня были чудесные отношения. С ней мне нужно быть не татарином или англичанином, а просто Севой, как в детстве.
— Известно, что вы вегетарианец, а жена разделяет ваши гастрономические предпочтения?

Ольга еще круче меня в этом смысле. Она бы на одних овощах жила без проблем. А гастрономические предпочтения разделяет, потому что в нашей семье я — главный повар.

— У Ольги есть взрослая дочь. Как вы строили с ней отношения? Быстро ли удалась завоевать ее расположение?

Настя приехала в Лондон неполных шестнадцати лет, и поначалу ей, а стало быть и нам, было нелегко. Но нам повезло с квартирой — в нашем доме (бывшем военном госпитале) есть свой спортзал, бассейн и прочее, а главное — клуб-ресторан только для своих, там посторонних практически не бывает. Клуб взял над Настей шефство, там она прошла свои английские университеты.

— Настя живет вместе с вами?

Когда училась в университете, жила в Питере, а сейчас перевелась в Лондон, в St. Martins College. Сейчас учится на втором курсе, специализация — графический дизайн. Профессия востребованная, поэтому заказы идут отовсюду, в том числе и из Москвы.

— Если верить старой русской пословице, каждый мужчина должен: построить дом, посадить дерево, вырастить сына. Что из этой программы вам удалось осуществить?

— Домов построил три или четыре, в квартире с садом и деревья сажал. Сына, к моему великому сожалению, оставил, когда ему было 14 лет. То есть до конца не вырастил.

— В свое время вы окончили судоводительский факультет. В море приходилось выходить?

— Я работал четвертым, а потом третьим помощником в Эстонском пароходстве, плавал в Европу и скандинавские страны. Морская жилка осталась, есть яхтенный диплом, что позволяет брать большие морские яхты напрокат, обычно на неделю.

— А как вы вообще проводите свободное время?

— Ну вот в настоящий момент отвечаю вам на вопросы. А так — по утрам стараюсь играть на флейте, слушаю радио, смотрю телик. Правда, последнее –– по профессиональной необходимости. Надо быть в курсе, что в мире происходит, работа такая: каждый день сдаешь экзамен на знание действительности.

— Зачастую рядом с вашей фамилией пишут слово «легенда», вы себя легендой ощущаете?

— Я ощущаю себя частушкой. Знакомишься с человеком, а он тебе в ответ: «Сева, Сева Новгородцев, город Лондон, Би-би-си!»

— В Лондоне вы прожили уже целую жизнь и, наверное, по России совсем не тоскуете?

— Отвечу вам афоризмом, который придумал много лет назад: «Я люблю эту страну, она занимает шестую часть моей души».

Текст: Максим Андриянов

<< к списку статей

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024