СЕ-НО:БЛОГ

26.11.2015 На старом «мерседесе» по древней Европе (часть 4)


 Турин – город в клеточку

 После Лиона эксперименты с ночлегами решено было прекратить. «Школы танго» и «зависимости от сада» (смотри часть 2 и 3) для поиска приключений оказалось достаточно.

 Пожалуйста, что нибудь попроще. Недорого, но с достоинством. В центре города. Скажем, гостиница в три звезды, с местом для машины.

 Признаюсь, имею слабость к звучным итальянским названиям. Судите  сами: Отель «Артуа и Сольферино» на Виа Брофферио. Устоять трудно, а мне так и вообще невозможно.

 Навигатор вел нас кругами. Когда знакомые улицы и здания поплыли за окном машины по третьему разу, стало ясно – пора включать интуицию.

 Я, вообще, к себе отношусь критично, но есть вещи, которые все же приходится уважать. Например, сны. Приснилось однажды, что я с Леликом всю ночь сочинял мюзикл «Дорогой мой крокодил». Уверяю вас, днем мне такое в голову придти не может.

 Приснилась как то бабка, которая истово крестилась, повторяя «Вымя, имя, знамя, пламя, бремя, стремя!»

 Еще был сон, будто я прихожу в гости к Владимиру Рецептеру, имя которого было знакомо по театральным афишам Ленинграда 70-х годов.

В момент сна Рецептера я знал только как актера. Во сне же он вдруг стал читать мне свои стихи удивительной пронзительности, образности, глубины и таланта, и я поражался: до чего же гениальный поэт! Проснулся и понял, - ведь Рецептер стихов не пишет! И если это не он, то кто все гениальное сочинил?

Этот случай я однажды упомянул в эфире и выяснилось, что Рецептер, действительно, поэт. Услышав про этот сон по радио, он прислал мне потом книгу своих стихов с автографом.

 Другими словами, в глубинах моего подсознания кроются некие резервы. Так и здесь - интуиция не подвела и непостижимым образом мы подкатили прямо к воротам "Артуа и Сольферино"

 На стене номера висела карта городского центра, в раме. Приглядевшись, я увидел, что весь район расчерчен на ровные клеточки и состоит из маленьких кварталов одинакового размера. Кое-как разобрал подпись на итальянском – старый Турин повторяет размеры и очертания Augusta Taurinorum, античного военного поселения римских легионов.

 Представьте – 25 год до нашей эры. Крещение Руси будет через 1013 лет, распятие Христа – через пол-века. А военная машина Римской Имерии работает как часы.

 По четко разработанному стандартному плану, за считанные дни, армейские Architecti на берегу реки По строят «каструм», прямоугольное поселение размером 700 Х 800 метров, огороженное высокой стеной с воротами по четырем сторонам. Возвышаются сторожевые вышки – «президиумы».

 Место выбрано на холме, для стратегического обзора и обороны. Построены казармы, в которых строго по уставу размещаются «контубернии» (по 10 солдат), «центурии» (до 100 человек), «манипулы» (до 200) и т.д.

 Есть солдатские столовые, питьевая вода подается по акведуку, канализация отводится по особым траншеям с проточной водой ( у высшего комсостава – отдельные туалеты). Работают плотники, кузнецы, кожевенники, портные , раненых в госпитале лечат обученные medici ordinarii. Музыканты-трубачи подают сигналы на смену вахты.

 Срок службы – 25 лет. Со временем солдаты вступали в контакты с женщинами местных племён (кельты, даки, бессы, мёзы, иберы), мужчины которых погибли в войнах с Римом. Смешанное потомство оседало по соседству с каструмом.

 Возникали новые гражданские и торговые кварталы. Даже если легион уходил, на его месте оставался город (колония, муниципиум, вилла ). Так шел процесс романизации провинций.

 После выхода в отставку ветераны из иноземцев получали право на римское гражданство и селились недалеко от каструма на розданных им землях.

 В этих исторических дебрях, видимо, и запутался наш навигатор.

Отправляясь на прогулку по городу мы невольно ощутили немое присутствие всех предыдущих поколений Турина, толщу традиций и культур.

Не пройдешь равнодушным, например, мимо памятника первому королю объединенной Италии, Витторио Эммануилу II. Он изображен в разгаре битвы, долговязая фигура почти свалилась с коня, усы топорщатся, шпага разит врага.

 На этой шпаге, кстати, любят отдыхать местные воробьи и сороки, вот, полюбуйтесь.

 Любопытно, что провозглашение итальянского королевства произошло двумя неделями позже отмены крепостного права в России, в марте 1861 года, а первой столицей Королевства был Турин. Отсюда и памятник.

 Позже, когда столицу перенесли в Рим, там, на Венецианской площади, на склоне Капитолийского холма, не побоюсь этого слова, «отгрохали» Витториано, нечто грандиозное, беломраморное, в ампирном стиле. Строили почти 50 лет. Внутри – два музея, снаружи – колонны, барельефы, статуи. Есть все, кроме чувства меры.

 У римлян есть несколько прозвищ для этой нетленки – «пишущая машинка», «свадебный торт», «вставная челюсть». Однако Рим без этой «вставной челюсти», мне кажется, был бы совершенно беззубым.

 Ну, а что Турин? В центре, где бродят туристы, много шикарных магазинов, лавок и ларьков. И все продают одно и то же.

 Впереди у нас была Генуя.

 Перегон легкий, всего 192 километра.

<< возврат

 

пишите Севе Новгородцеву:[email protected] | вебмастер: [email protected] | аудиозаписи публикуются с разрешения Русской службы Би-би-си | сайт seva.ru не связан с Русской службой Би-би-си
seva.ru © 1998-2024