В центре Лондона есть Трафальгарская Площадь, а в ее центре Нельсоновская Колонна, которую венчает статуя Адмирала Горацио Нельсона, победителя в морской битве при Трафальгаре. Вокруг, по углам четыре плинтуса и три статуи Георг IV, в северо-западном углу, Генри Хейвлок, в юго восточном, и Сэр Чарльз Джеймс Напир (юго-западный угол). В северо восточном углу собирались воздвигнуть момумент королю Вильгельму IV, но тут кончились деньги, бывало такое и раньше, и постамент, по иностранному «плинтус», остался незаполненным. К согласию о том, кто достоин почести, какой король, какой герой, прийти так и не удалось. Известно, что природа не терпит пустоты, а природа градоначальственная ее не терпит вообще. Незаполненный постамент как будто создавал дисбаланс, неуравновешенность, перекос в общей картине славного Трафальгара. Короче, к 2005 году стали появляться идеи, соответствующие времени и демократичности современной Британии. Элисон Лэппер рождалась на свет в эпоху модного тогда лекарства «талидомид», кажется успокоительного, вызвавшего страшные уродства и деформации у младенцев в утробе. Элисон родилась без рук и ног, но с очень сильным характером, и со временм стала художницей. Ее обнаженный поясной скульптурный портрет, как символ величия духа в мирное невоенное время, занимал некоторое время пустующий постамент. Я преклоняюсь перед личностью Элисон, но с точки зрения архитектурного ансамбля и общей эстетики тут была серьезная дисгармония с окружающими объектами. На смену Элисон Лэппер пришло вообще нечто непонятное, инсталляция из разноцветного оргстекла, «Модель Отеля», германского скульптора Томаса Шютте. Я поначалу считал, что это творчество какого нибудь детского сада или по крайней мере начальной школы, настолько оно было незатейливо. Наконец, сняли. Плинтус, палтус, постамент опустел, пока не пришла блестящая идея ставить на пьедестал живых настоящих людей, лучше всего женщин, которым на пьедестале самое место. Чтобы не было зависти или интриг выбирать решили наобум, по принципу лотереи. Так и получилось, что 35-ти летняя Рэйчел Уордел из маленького городка Слифорд в графстве Ланкашир стала первой в списке еще двух тысяч четырехсот кандидатов, которые в порядке живой очереди вскарабкаются на постамент, где простоят недвижно целый час. Вы наверное уже поняли арифметический принцип — 2400 челоек по часу составят 2400 часов, если поделить их на 24 то получится 100. Другими словами, сто дней и сто ночей на четвертом плинтусе Трафальгара будет стоять живой человек, как символ демократии, самопожервтвования и идиотизма. Согласитесь, стоять часовую вахту в три часа ночи в дождь на ветру, ради придумки скульптора Антони Гормли, который в это время будет нежится в своей перинке, не очень то умно. Жалко что на Вильгельма 4-го денег не нашлось, ибо в будущем нас ждут еще и не такие сюрпризы. |